БАНКРОТСТВО - ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Наступивший 2003 год привносит немало новых, принципиальных изменений в развитие и реформирование отечественной экономики. Одним из основных инструментов оздоровления отечественной экономики многие специалисты считают вступивший в силу меньше чем за месяц до новогодних праздников очередной, третий уже, закон о банкротстве.
Своеобразной базой деятельности института банкротства, стартовой площадкой нового закона можно считать структуру, широкой общественности практически неизвестную, но вызывающую большой пиетет в деловых кругах. Это - межрегиональные территориальные органы Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.
Руководитель МТО ФСФО в Южном федеральном округе Петр Васильевич Сербии так оценивает новый закон "О несостоятельности (банкротстве)":
- Новое законодательство позволит решить такие задачи, как защита прав кредиторов; защита интересов должника, учредителей; обеспечение единой государственной политики при проведении процедур финансового оздоровления и банкротства;
защита интересов государства при проведении процедур несостоятельности; обеспечение контроля за деятельностью арбитражных управляющих и установление их реальной ответственности; обеспечение открытости процедур банкротства. Важным следствием этого закона стало и создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Надо сказать, что, готовясь к вступлению в силу нового закона, мы в ноябре прошлого года провели в Ростове-на-Дону совместно с аппаратом полномочного представителя Президента в ЮФО совещание арбитражных управляющих Южного федерального округа и органов исполнительной власти, в котором приняли участие более 300 арбитражных управляющих, руководитель ФСФО России Т. И. Трефилова и руководители ряда территориальных органов ФСФО, заместитель полпреда Президента в Южном федеральном округе В. В. Крохмаль, представители арбитражного суда и налоговых органов. Там был выработан целый ряд мер по конкретному применению закона.
- Но чтобы приступать к работе "по новым правилам", надо внимательно проанализировать сделанное до этого...
- Разумеется. Свою работу по выполнению задач в сфере банкротства Южный МТО ФСФО России проводит через территориальные органы в соответствующих субъектах Южного федерального округа при тесном взаимодействии с правоохранительными органами, прокуратурой, налоговыми службами. Приоритетными направлениями нашей деятельности являются проведение государственной политики по предупреждению банкротства предприятий и организаций, представление интересов государства в процедурах банкротства, экспертная деятельность.
В целях предупреждения банкротств нами ежеквартально проводится мониторинг финансового состояния крупных экономически или социально значимых предприятии. В настоящее время таких в нашем списке 165.
В этом же направлении работает в округе и комиссия по предупреждению банкротства предприятий. В прошлом году ею рассмотрено положение дел в ОАО "Камос" в Кабардино-Балкарии и в ОАО "Кавминводы", что в Карачаево-Черке-сии, предложены конкретные рекомендации.
Активизировалась в регионах и работа межведомственных балансовых комиссий. По результатам их работы в 2002 г. в бюджеты разных уровней было погашено свыше 700 миллионов рублей. Надо сказать, что проблема финансового оздоровления затрагивает интересы многих сфер. Так, для выработки единой позиции государственных органов в делах о банкротстве в округе действуют коллегии уполномоченных государственных представителей, в состав которых включены представители МНС России и внебюджетных фондов. Привлекаются к работе коллегий и представители отраслевых и других заинтересованных ведомств. Только за 2002 год такими коллегиями были рассмотрены проблемы 1411 организаций.
Такие совместные действия, по мнению П. В. Сербина, способствуют более точной оценке состояния предприятий, находящихся в зоне риска.
И в самом деле, только за последние два года количество предприятий, находящихся в процедурах банкротства в Южном федеральном округе, удвоилось и составило на конец 2002 года более 10, 5 тысячи. Хотя надо отметить, что 7, 3 тысячи из них - отсутствующие должники.
Но не только эта проблема стоит перед ФСФО и ее территориальными органами. Не менее сложным - и очень важным! - является определение преднамеренных и фиктивных банкротств.
Не секрет, что, пользуясь несовершенством законодательства о банкротстве, его использовали как инструмент при переделе собственности. Вот и за минувший год по экспертизам преднамеренных банкротств из 94 обследованных предприятий ЮФО у 61 выявлено наличие признаков преднамеренного банкротства. Среди них только в Ростовской области такие крупные организации, как ФГУП "Электроаппарат", Таганрогжилстрой, Ростовская швейная фабрика N 1, Родионово-Несветайское райпо. То, что примеры эти взяты именно по Ростовской области, не случайно. Так, из 19 уголовных дел, возбужденных по результатам выявленных преднамеренных банкротств, 11 приходится на Ростовскую область.
Специалисты надеются, что новый закон даст возможность более эффективно бороться с такими случаями, реально доводить дело до суда. Но количество предприятий и фирм самого разного уровня, балансирующих на грани банкротства или уже рухнувших в эту яму, все равно растет. Почему?
- Большинство из них попали в такую ситуацию только потому, что возглавляющие их люди не умеют руководить финансовыми потоками, - утверждает П. В. Сербии.
В этом есть резон. Для многих предприятий России приход конкурсных управляющих стал в самом деле панацеей. Но - далеко не для всех.
- Надо признать, что подготовка арбитражных управляющих и выдача им свидетельств и лицензий была во многом пущена на самотек, - развивает тему Петр Васильевич. - Так, в ЮФО сейчас их более 1700. Всели они имеют надлежащую квалификацию? Не уверен. Но теперь этот актуальнейший аспект развития экономики - подготовка и назначение арбитражных управляющих - будет решаться по-иному. Прежде всего в требованиях к кандидатам: кроме обязательного высшего образования и сдачи специальных экзаменов кандидат должен иметь не менее двух лет стажа руководящей работы и пройти как минимум шестимесячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего. И вот тогда только он сможет подать заявление на вступление в одну из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Эти организации и есть второе важнейшее нововведение законодательства о банкротстве. Именно из членов таких включенных в единый реестр объединений и будут на конкурсной основе назначаться арбитражным судом управляющие. А их коллеги, входящие в это объединение, как бы несут консолидированную, в том числе и материальную, ответственность за его деятельность.
Надо отметить, что из шести уже зарегистрированных в России саморегулируемых организаций арбитражных управляющих одна уже действует в столице Южного федерального округа.
Банкротство - это не призрак смерти, это неприятный, но, увы, неотъемлемый элемент рыночной экономики. И проходить через него приходится порой и грандам отечественной промышленности. Так, из 165 важнейших предприятий Юга страны, деятельность которых отслеживает МТО ФСФО округа, во внешнем управлении находятся такие, как Новочеркасский электровозостроительный завод, Камышинский хлопчатобумажный комбинат, волгоградский ГПЗ-15, морской судостроительный завод в Астрахани, акционерное общество "Каспрыба" и ряд других. Но не случайно же в названии соответствующей федеральной службы на первом месте стоит определение "по финансовому оздоровлению". И такое выздоровление пришло уже к многим. Так, завершено конкурсное управление на старейшем ростовском заводе "Красный Аксай", успешно завершается на уникальном комбинате "Каменскхимволокно" в Каменске-Шахтинском Ростовской области.
Так что новый закон "О несостоятельности (банкротстве)" приносит не только новые заботы и задачи тем, кому предстоит его поддерживать, развивать и исполнять. Он приносит и новую надежду.
Бронислав БЕРНОВСКИЙ, 1, стр. 3, Южный федеральный
15/01/2003
|