"Суверенные" управляющие
Областные власти не теряют надежды взять под контроль деятельность антикризисных управляющих
Странные все-таки вещи происходят в Челябинской области вокруг процесса создания саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). В самый канун Нового года, к примеру, было объявлено о том, что формирование Некоммерческого партнерства (НП) СРО "Южный Урал" в области практически закончено. По словам председателя совета партнерства и экс-руководителя областного комитета по промышленности Василия Гранина, "Южный Урал" объединяет 79 управляющих, "поддерживаемых областными властями". Сообщившая об этом пресс-служба комитета экономики области, развивая "успех", тем временем жестко обрушилась на руководителя объединившей 20 человек Южно-Уральской СРО, конкурсного управляющего ОАО "Челябинский завод имени Колющенко" Вадима Соловьева. В специальном пресс-релизе комитета экономики "соловьевскую" СРО весьма "изящно" охарактеризовали как "фарм-клуб экс-губернатора" (вероятно, имелось в виду "фан-клуб") и "кружком по интересам". Самого экс-губернатора в очередной раз обвинили в раскольнической политике. Оппоненты экс-куратора региональной промышленности на выпад в свой адрес не ответили.
В этой ситуации принципиально важны несколько моментов. В декабре минувшего года Уральская СРО в числе первых по России прошла все предусмотренные законом этапы процедуры регистрации и была внесена в общефедеральный реестр российских СРО. НП "Южно-Уральская СРО" во главе с Вадимом Соловьевым получила статус филиала окружной организации. Ее членами сегодня выступают не только челябинские управляющие, но и управляющие из других субъектов Федерации - Тюменской, Курганской и Свердловской областей. Статус организации позволяет ей работать на всей территории Уральского федерального округа. Однако, согласно уставным документам, при назначении антикризисных управляющих на челябинские предприятия предпочтение должно быть отдано членам областного филиала. Эта "оговорка" не случайна и подчеркивает: соседи не будут вмешивать в дела своих коллег по цеху.
И именно последнее обстоятельство в правительстве Челябинской области, под крылом которого и создается СРО "Южный Урал", старательно не замечают. А между тем, несмотря на громогласные заявления, альтернативная СРО областной администрации на сегодня еще не прошла даже начального этапа регистрации. А потому сам вопрос о том, какая из двух организаций антикризисных управляющих больше соответствует определению "кружка по интересам", кажется чисто риторическим.
С самого начала формирования СРО власти предприняли все, чтобы взять под контроль деятельность арбитражных управляющих. Самые серьезные опасения были связаны с тем, что при банкротстве челябинских предприятий управляющие будут назначаться из столицы округа. Казалось, что возможность влиять на рынок банкротств "родных" предприятий и контролировать их финансы таким образом сойдет на нет, а экспансия сврдловчан возрастет более прежнего. Рассудив так, в желтом доме на улице Цвиллинга приняли решение организовать собственную челябинскую организацию. До официального вступления в силу нового федерального закона о банкротстве на тот момент оставалось совсем немного времени. Потому к созданию "суверенной" СРО было решено подойти творчески - всем вступающим были обещаны солидные "подъемные" в размере пяти миллионов рублей, помощь в решении всех организационных вопросов и помещения для работы.
Управляющие окончательно растерялись.
По большому счету, нет ничего плохого, если в Челябинской области будут действовать две СРО. Об этом, кстати, заявлял руководитель межрегионального территориального органа ФСФО РФ в Челябинской области Василий Бубенщиков. Вопрос только в том, наберется ли в области работающих управляющих на две организации.
Дело, таким образом, упирается в арифметику. У областных властей она, как показывают события, своя. Так, руководитель НП "СРО "Южный Урал" Василий Гранин в недавнем интервью, в частности, заявил: "Сомнений, что достигнем установленной законом планки, нет. В арбитражном суде зарегистрировано более 200 управляющих. А по спискам, которые есть у нас, лицензии в разное время вообще получило свыше 300 человек. Даже учитывая, что 18 управляющих вошли в местный филиал Уральской СРО, потенциал остается более чем достаточным".
Здесь Василий Федорович или лукавит по-крупному, или просто искренне заблуждается. Вполне возможно, что лицензии управляющих в области в разное время действительно получило около 300 человек. Но получить лицензию и работать управляющим, согласитесь, разные вещи (а сколько, к примеру, врачей, инженеров и искусствоведов трудятся сегодня в торговле?) Таковых, по самым оптимистичным подсчетам, не более 150 человек. И почти половина из них занята на отсутствующих должниках. Число работающих управляющих, потенциальных членов одной из СРО, таким образом, сокращается до 75-80 человек.
Попробуем взглянуть на проблему с другой стороны. На сегодняшний день в области возбуждено 690 дел (процедур) о несостоятельности и банкротстве. Из них на долю отсутствующих должников приходится 570. Остается 120 предприятий. В среднем на каждого реально работающего управляющего приходится по три-шесть "полноценных" процедур без учета отсутствующих должников.
Таким образом, формируемая сегодня областными властями "суверенная" СРО рискует оказаться просто не востребованной местным рынком. Ну не хватит просто работы сотне зарегистрированных челябинских арбитражных управляющих! Хотя, быть может, формируя такой "рынок", власти намерены искусственно банкротить область? Как-то очень не хочется верить в такую возможность!
Раздающиеся из уст некоторых руководителей областного правительства сентенции о растущем числе членов создаваемой ими организации арбитражных управляющих все больше напоминают пустое жонглирование цифрами. Ни Василий Гранин, ни его неудачливый предшественник на посту руководителя СРО "Южный Урал" вице-губернатор Владимир Дятлов удивительным образом не хотят замечать, что некоторые управляющие сегодня формально состоят членами одновременно двух СРО - "Южного Урала" и Уральской в лице своего челябинского филиала. Едва ли в итоге многие из них, оказавшись меж двух огней, предпочтут амбициозный, но неработающий проект областных властей под названием СРО "Южный Урал".
Вероятно, понимание этого толкает представителей "лояльной" власти СРО на откровенное передергивание фактов. Так, Василий Гранин в своем интервью договаривается до того, что большинству челябинских управляющих просто не оказалось места в окружной СРО, численность которой уже значительно превысила сотню человек! И власти в этой ситуации вынуждены заниматься чуть ли не благотворительностью, трудоустраивая безработных арбитражных управляющих. Вот только неправда это! Новый закон о банкротстве не устанавливает никакой верхней планки для создаваемых СРО.
А впрочем, прочь сомнения: представим на минуту, что все усилия областных властей не оказались тщетны, что все 79 управляющих и новоприбывшие прошли через сито жесточайшего профессионального отбора и СРО "Южный Урал" зарегистрирована. Нужна ли Челябинской области очередная местечковая структура, чьи права и авторитет значат что-то только в пределах южноуральского региона? И где, в отсутствие работы на родных просторах, искать место приложения своих профессиональных талантов авторитетным челябинским арбитражным управляющим? Податься в соседнюю область? А ну как соседи по нашему примеру предпочтут иметь дело со своей "суверенной" СРО? Впрочем, и это уже вопросы из числа риторических.
Сергей Житинев
ДЛЯ СПРАВКИ. Новый закон о банкротстве значительно ужесточил условия деятельности арбитражных управляющих. Во-первых, все они обязаны вступить в СРО, которая несет солидарную ответственность за каждого члена. Для вступления необходимо внести взнос - 50 тысяч рублей и ежегодно платить членские взносы. Управляющие также должны оформить несколько страховок, одна из которых рассчитывается от балансовой стоимости активов предприятия, на котором проводятся арбитражные процедуры. Эти правила автоматически ограничивали число действующих антикризисных управляющих. Второе ограничение касалось СРО в целом - они должны были включать в себя не менее 100 членов. Закон, кроме того, формулировал "профессиональный ценз" для членов СРО - наличие высшего юридического или экономического образования и законченных арбитражных процедур (за исключением так называемых отсутствующих должников).
Мнение управляющих Южно-Уральской СРО
Жан Мезенцев (завершенное конкурсное производство в ОАО "Миньярский метизно-металлургический завод"):
- Я сожалею по поводу раскола среди управляющих, который мы наблюдаем. И виновата в этом администрация области, затеявшая авантюру с созданием собственной СРО. О том, что в декабре 2002 года вступает в силу новый закон о банкротстве, который говорит о СРО, знали все. Мы за это время провели большую работу, зарегистрировали организацию в качестве филиала Уральской СРО, оформили все документы, начали переподготовку управляющих! И тут администрация проводит пару совещаний, и начинается... Пошли письма от вице-губернатора: мы всем по пять миллионов дадим, все условия создадим и помещения найдем. Но дело же не в этом. Зачем затевать сыр-бор, если уже есть одна прошедшая полную процедуру регистрации СРО? Может быть, это было личностное неприятие Соловьева как руководителя Южно-Уральской СРО? Но арбитражное управление - это же просто бизнес. Могу предположить, что областные власти опасались усиления экономической экспансии свердловчан. Но опасения эти слишком преувеличены.
Что, теперь банкротить всю область, чтобы дать работу второй СРО? Считаю, нужно было всем входить в филиал Уральской СРО, а затем (скажем, через год) уже думать о создании собственной организации. Если бы для этого появились экономические условия.
Владимир Колодкин (завершенное конкурсное производство в ОАО "Катав-Ивановский машиностроительный завод"):
- Мы проанализировали рынок и возможности управляющих и пришли к выводу, что создание филиала на базе окружной СРО экономически выглядит более оправданным.
Администрация области говорит о не менее 100-150 действующих управляющих. Очень сложно сказать, насколько обоснованна эта цифра. Но даже если это и так, то такое количество управляющих рынок проблемных предприятий области просто не вместит. Хотя, разумеется, если ориентироваться на два-три крупнейших предприятия, то, может, стоит и попробовать. Но это все равно не рыночный подход.
Мне кажется, что создание сейчас еще одной СРО отодвинет для нас на второй план проблему стажировок управляющих. А это очень опасно, так так переходного периода для этого может и не хватить.
Возможно ли создание в ближайшее время самостоятельной челябинской СРО? Маловероятно. Можно, конечно, срочно готовить управляющих, подтягивать финансы, но это слишком уж затратный путь.
Я бы не сказал, что у нас есть противоречия с региональными или муниципальными властями. Мы готовы работать с теми и другими. Через зональную организацию арбитражных управляющих сделать это гораздо проще. Тем более что и федеральный центр отдает предпочтение такой структуре.
Челябинский рабочий (online)
15/01/2003
|