В ДВУХ ЗАКОНАХ БАНКРОТ БАНКРОТУ РОЗНЬ
Налоговое ведомство всегда декларировало свою незаинтересованность в том, чтобы массово банкротить предприятия. Теперь его стремление, хотя и временно, законодательно закреплено: налоговые органы даже не могут инициировать процедуру банкротства. Этот и другие моменты уплаты обязательных платежей в связи с вступлением в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъясняет юрист, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Тамара ПОРХАЛ.
- Напомню, что 26 октября 2002 года был принят Федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Примерно в тот же период появилось Постановление правительства Российской Федерации N 855 от 30.11.2002 г. "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства". Данное постановление временно, сроком на три месяца, возложило на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству функции уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования по уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. Это означает, что с даты вступления в силу ФЗ "О несостоятельности:", то есть с 3 декабря 2002 года, налоговые органы утратили право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В отличие от закона о банкротстве 1998 года теперь налоговые органы "не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве". Вместе с тем в соответствии со ст. 35 закона "О несостоятельности:" они "являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и ФЗ "О несостоятельности:". Согласно этой норме, налоговые органы участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику по обязательным платежам при введении судом процедуры наблюдения, а также в дальнейшем - при рассмотрении обоснованности претензий налоговых органов для включения их в реестр требований кредиторов.
Очевидно, что в соответствии со ст. 233 ФЗ "О несостоятельности:" данный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу, то есть с 3 декабря 2002 года. По делам, производство по которым возбуждено до 3 декабря 2002 года и до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения), введенной до вступления в силу ФЗ "О несостоятельности:", применяются нормы "старого", 1998 года, закона "О банкротстве".
С момента завершения процедуры банкротства, введенной еще до вступления в силу ФЗ N 127 "О несостоятельности:", новые процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) вводятся арбитражным судом по закону 2002 года. Исключение составляет открытие конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу ФЗ "О несостоятельности:". В этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы предыдущего закона от 1998 года.
Стоит обратить внимание на то, что в новом законе изменился подход к определению состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей применительно к каждой процедуре банкротства.
Согласно ст. 4 ФЗ "О несостоятельности:", состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим законом. Так, состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия такого заявления, но до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства (срока уплаты налога).
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
При всем этом, как и в законе "О банкротстве" 1998 года, для определения наличия признаков банкротства должника учитывается только основная сумма задолженности без учета штрафов, пеней, неустоек и иных имущественных и финансовых санкций.
В новом законе впервые дано четкое определение понятия текущих платежей. Так, согласно ст. 5 ФЗ "О несостоятельности:", под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр требований кредиторов и подлежат уплате должником вне очереди.
Налоги и иные обязательные платежи, срок уплаты которых наступил в период после принятия заявления о признании должника банкротом, а также после введения соответствующей процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления; за исключением конкурсного производства), в случае их неуплаты должником взыскиваются налоговыми органами в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом следует иметь в виду, что текущими обязательные платежи будут считаться только в рамках одной процедуры банкротства, то есть если срок их уплаты наступил во время очередной процедуры банкротства. При введении следующей процедуры банкротства текущие платежи становятся мораторной задолженностью и могут быть предъявлены должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного ФЗ "О несостоятельности:".
Налоги и иные обязательные платежи, срок уплаты которых наступил после открытия конкурсного производства, могут быть предъявлены налоговыми органами только в ходе конкурсного производства. Бесспорный порядок взыскания, установленный законодательством о налогах и сборах, в конкурсном производстве не применяется.
Да, квартплата через интернет - это сложно. Но не сложнее, чем стоять в очереди в кассу.
Все советы
Знаете ли вы, что теперь вы можете рассчитываться за коммунальные платежи, электричество, междугородние разговоры, интернет, сотовую связь и многое другое не вставая из-за компьютера?
Все советы
Неожиданные итоги развития новосибирского интернета в 2002 году.
Какие?
"Континент Сибирь" приглашает к сотрудничеству молодых авторов - журналистов и аналитиков.
подробнее
Также в рубрике:
... Кому это выгодно? ... Дружба по-французски ... Реорганизация ГУПов необходимость или подготовка к приватизации? ... Владимир Рыжков: "Тенденции реальной экономики лучше видны среднему бизнесу" ... Вместо ликвидации - штраф для юрлиц, не успевших перерегистрироваться ... Дорожает не только бензин ... В двух законах банкрот банкроту рознь ... Новое в налогообложении физических лиц в 2003 году ... Началась декларационная кампания-2003 ...
1, Континент Сибирь
17/01/2003
|