БАНКИ БУДУТ БАНКРОТИТЬ ИНАЧЕ
Депутаты закрывают лазейки для увода активов
В Государственной Думе продолжается работа над изменениями и дополнениями в действующий Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Как считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам ВЛАДИМИР ТАРАЧЕВ, внесение поправок в действующий закон предотвратит вывод наиболее ценных активов из банков в процессе их банкротства.
- Работа над коррективами в банковское законодательство по времени совпала с принятием общего закона о банкротстве. Как бы Вы прокомментировали это довольно примечательное совпадение?
- Как ни печально, но оба вышеупомянутых закона - и общий, и специализированный - с первых же дней вступления в действие зарекомендовали себя не просто как далекие от идеала, а как весьма несовершенные документы. Прежнюю редакцию Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которая использовалась для передела собственности, пресса часто называла "худшим законом России". Такой же оценки заслуживает и ныне действующий закон о банкротстве кредитных организаций, позволяющий дельцам определенного рода наживаться за счет кредиторов. Прекратить вывод наиболее ценных активов из банков накануне отзыва лицензии можно только путем внесения в действующий закон соответствующих корректив.
- Куда смотрит Центробанк, когда та или иная кредитная организация попадает в разряд проблемных? Ведь ЦБ РФ хорошо информирован обо всем, что происходит в банковской системе страны.
- Проблема в том, что банковское законодательство зачастую сковывает оперативные действия ЦБ РФ по пресечению грязного бизнеса, процветающего на ниве вялотекущих процедур ликвидации несостоятельных банков. Ведь даже если лицензия у кредитной организации отозвана своевременно, конкурсное производство почти в 40% случаев начинается лишь через год. Наглядный пример тому - банк ИБК, активы которого оцениваются в 6,5 млрд рублей. Процедура банкротства этой кредитной организации в суде не может начаться уже более полугода. Причина - процессуальная нестыковка законов.
По статистике и сам процесс ликвидации банков занимает в среднем еще не менее двух лет. Во всяком случае за последние три года не было ни одного случая ликвидации кредитной организации в год отзыва у нее лицензии. Такая продолжительность процедуры банкротства, по сути, приводит к обесцениванию активов, провоцирует многочисленные нарушения и расхищение имущества. В результате потери несут вкладчики, особенно промышленные предприятия и бюджет.
Минувшей осенью в Государственную Думу поступил отчет Счетной палаты РФ, составленный по результатам проверки качества конкурсного управления в банках, имеющих обязательства перед бюджетом. Как следует из отчета, передел конкурсной массы в интересах узких групп, продажа активов без оценки - таков далеко не полный перечень нарушений в кредитных организациях.
- Во сколько такие нарушения обходятся нашей стране, нашим налогоплательщикам?
- Думаю, точного ответа на этот вопрос сегодня не даст никто. Приведу только один из выводов упомянутого отчета по одному из эпизодов: "Установить, кто несет персональную ответственность за нанесенный государству ущерб в размере 4,5 млрд рублей ввиду отсутствия документов, не представляется возможным". Так что судите сами.
Сегодня банкротство банков - это абсолютно неконтролируемая и непрозрачная процедура. Порочная практика подрывает доверие к банковской системе в целом.
Учитывая остроту проблемы, Государственная Дума создала специальную комиссию для рассмотрения вопросов банкротства банков. Комиссия при активном участии Минфина и Банка России подготовила проекты изменений и дополнений в закон о банкротстве кредитных организаций, а также еще в три других федеральных закона, регулирующих данную сферу. С учетом мирового опыта предлагаются новые подходы к банкротству банков.
- В чем суть рассматриваемых палатой изменений и дополнений к законодательству, устанавливающему правила банкротства кредитных организаций?
- Коррективы, разработанные в рамках Стратегии развития банковского сектора, направлены на решение трех основных задач - повышение ответственности руководителей банков за своевременное принятие мер по предупреждению банкротства, усиление контроля над ситуацией в проблемных банках со стороны ЦБ РФ, а также ускорение процедуры банкротства и защиту интересов кредиторов.
Для повышения ответственности руководителей кредитных организаций предлагается, в частности, ввести правовую норму, предусматривающую по решению суда запрет для банкиров занимать руководящие должности в финансовой сфере сроком до 5 лет. В частности, руководитель кредитной организации может быть наказан в том случае, если он игнорирует требования закона о принятии мер по предотвращению банкротства.
В соответствии с предлагаемыми коррективами после возникновения оснований для предупреждения банкротства руководство кредитной организации будет обязано информировать Банк России о крупных сделках и сделках с заинтересованными лицами. Это естественно необходимо для предотвращения вывода активов.
В свою очередь ЦБ РФ для предупреждения банкротства получает право направить своего представителя для участия в заседании органов управления проблемным банком. Это необходимо для оценки реальной ситуации в банке как бы "изнутри".
Кроме того, с одного месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств кредитной организацией перед кредиторами. По истечении этого срока Банк России получает право на отзыв лицензии.
Банк России также наделяется правом требовать от кредитной организации созыва общего собрания акционеров или совета директоров для принятия соответствующих решений по предупреждению банкротства. Естественно, речь идет о мероприятиях с участием представителя ЦБ РФ. Это позволит Банку России обеспечить прямое взаимодействие с собственниками кредитной организации на ранней стадии возникновения трудностей и осуществлять оперативный контроль над реализацией плана финансового оздоровления, реалистично оценивать действия руководителей и акционеров банка.
- Как по новому закону будет проходить процедура банкротства?
- Обновленный закон предусматривает создание института корпоративного ликвидатора банка.
Законопроект отменяет процедуру наблюдения при банкротстве кредитной организации. Когда в банке будет находиться временная администрация Банка России, такая процедура становится излишней. Отказ же от нее позволит на 3-6 месяцев сократить сроки начала расчетов с кредиторами без ущерба для их интересов.
- Что побудило разработчиков законопроекта пойти на введение института корпоративного ликвидатора?
- Индивидуальные предприниматели, выступающие в роли ликвидаторов, за время действия закона показали свою организационную слабость и неспособность защищать интересы всех кредиторов. Быстро и эффективно организовать работу с тысячами, а то и десятками тысяч кредиторов и должников в одиночку не под силу даже талантливому человеку.
Как показала практика, для начала банкротства даже среднего банка необходимо почти мгновенно задействовать команду численностью от 15 до 30 человек. Это по плечу только корпоративному ликвидатору.
Принято во внимание и еще одно немаловажное обстоятельство. Многочисленные скандалы, связанные с продажей имущества банков, наглядно продемонстрировали зависимость арбитражных управляющих от крупных кредиторов, должников и иных заинтересованных лиц. Специфика банковской деятельности, необходимость обеспечения справедливого и беспристрастного распределения конкурсной массы между кредиторами требуют усиления механизмов контроля.
- Кто станет играть роль корпоративного ликвидатора?
- Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) будет заниматься банками, которые привлекают вклады населения. Именно в таких банках сосредоточены основные социальные риски. К тому же такой подход согласуется и с задачами создания системы страхования вкладов.
Процедурами банкротства в остальных кредитных организациях будут заниматься специализированные коммерческие организации, аккредитованные при Банке России. Решение о назначении конкретного коммерческого корпоративного ликвидатора будет принимать арбитражный суд. А выбор ликвидатора предполагается делать из числа организаций, подавших свои заявления в суд. Если таких заявок не окажется, то кандидатура конкурсного управляющего будет предложена Банком России.
- Кто станет определять порядок продажи имущества банков в ходе конкурсного производства?
- Этот порядок намечено прописать непосредственно в тексте закона, что, по мнению специалистов, в значительной мере устранит возможности для всякого рода злоупотреблений, в том числе распродажи имущества в ущерб кредиторам.
- Каким образом кредиторы смогут получать информацию о ходе конкурсного производства и продаже имущества?
- В целях защиты интересов кредиторов и обеспечения прозрачности конкурсного производства закон обяжет корпоративного ликвидатора публиковать информацию о движении имущества из конкурсной массы, его стоимости, условиях реализации, о расчетах с кредиторами, расходах на ведение конкурсного производства. Деятельность ликвидатора, по замыслу инициаторов и разработчиков законопроекта, станет более прозрачной и открытой для всех кредиторов.
- В пояснительной записке к поправкам в закон говорится о том, что на руководителей кредитных организаций в случае возникновения угрозы банкротства возлагается обязанность незамедлительно разработать план мер по финансовому оздоровлению банка и информировать ЦБ РФ. А разве сегодня на банкирах не лежит такая обязанность?
- До настоящего времени за руководителями банков законодательно такая обязанность не закреплялась. И в обновленном тексте закона ее нужно прописать очень четко, чтобы не было никаких разночтений.
- Насколько тщательно в обновленном тексте закона прописаны права кредиторов при банкротстве кредитной организации?
- На мой взгляд, разработчики корректив к закону и в этом случае не упустили ничего существенного. Кредиторы банка вправе рассчитывать на исполнение обязательств кредитной организации за счет ее имущества в порядке, установленном действующим законодательством. У кредиторов появится возможность обжаловать в арбитражном суде действия арбитражного управляющего.
При проведении процедур банкротства законные интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляет собрание кредиторов или комитет кредиторов, образованный и действующий в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
К исключительной компетенции собрания кредиторов в обновленном тексте закона относятся выбор реестродержателя, принятие решений об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов и досрочное прекращение его полномочий.
Комитет кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего предоставить информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ходе конкурсного производства, обжаловать в суде действия арбитражного управляющего, принимать решения о созыве собрания кредиторов, обращаться к нему с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.
Как видите, в законе за кредиторами закрепляется весьма широкий круг прав, предоставляющих им реальные возможности для активного участия в процедурах банкротства.
- Что предусматривает закон в случае, говоря языком юристов, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации?- В таких случаях арбитражный управляющий может быть отстранен судом от выполнения своих обязанностей и лишен аккредитации при Банке России. Кроме того, арбитражный управляющий несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его действиями при осуществлении процедур банкротства кредитной организации. В соответствии с обновленным текстом закона "обеспечением исполнения обязательств, возникающих из причинения ущерба арбитражным управляющим, является его имущество, страхование его гражданской ответственности, банковская гарантия или иное финансовое обеспечение. На учредителей, руководителей, членов исполнительного органа, арбитражного управляющего, аккредитованного при Банке России, судом может быть возложена также субсидиарная ответственность по возмещению ущерба, причиненного его действиями".
- Учитывались ли при работе над законопроектом позиции Правительства РФ и Банка России?
- Да, учитывались. В частности, первоначально мы готовили новую редакцию закона о банкротстве кредитных организаций. Однако, принимая во внимание рекомендации правительства, оформили правовой документ не как новую редакцию закона, а в виде изменений и дополнений в текст действующего закона. Это позволило нам сосредоточиться на нововведениях и сократить сроки подготовки законопроекта.
Именно по предложению Правительства РФ и с согласия ЦБ РФ банкротством банков будут заниматься специализированные коммерческие организации, аккредитованные при Банке России.
По первоначальному варианту законопроекта банкротством всех без исключения банков должно было заниматься АРКО.
Заслуживает внимания и предложение правительства увязать закон о банкротстве кредитных организаций с правовой базой института страхования банковских вкладов.
Правительство и Центробанк оказали нам, депутатам, большую помощь в выработке наиболее приемлемой версии дополнений и изменений к действующему закону о банкротстве кредитных организаций, призванному существенно снизить риски и повысить доверие к российским финансовым институтам со стороны инвесторов и вкладчиков.
Беседу вел Евгений Смирнов, 1, стр. 24-27, Банковское обозрение
20/01/2003
|