ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)" - ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Сложная политическая борьба, связанная с созданием нового правового нормативного акта по несостоятельности и банкротству, наконец-то закончилась. 26 октября 2002 г. Президентом РФ был подписан новый федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), который вступил в силу 3 декабря 2002 г. (по истечении 30 дней с момента его официального опубликования), за исключением отдельных его положений.
В частности, параграф 6 Закона, регулирующий порядок банкротства субъектов естественных монополий, начнет действовать только через три года - с 1 января 2005 г.
За последние десять лет это уже третий Закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а с 1 марта 1998 г. вступил в силу новый Федеральный закон.
Но так как с развитием экономических отношений стало очевидно, что нормы действующего законодательства не соответствуют потребностям субъектов экономической деятельности, был принят новый Закон.
Основной целью обновленного Закона является установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса взаимоотношений всех участников процесса банкротства.
Изменений и новшеств, содержащихся в Законе о банкротстве, по сравнению с ранее действовавшим Законом довольно много. Рассмотрим некоторые из них.
Во исполнение п. 5 ст. 25 и п. З ст. 65 Гражданского кодекса РФ в Законе подробно изложены основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения процедур банкротства.
Изменения затронули практически все сферы отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом интересы кредиторов и должников (в особенности добросовестных) защищаются равным образом.
Закон расширяет круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Закона).
Увеличено число. Категорий юридических лиц, процедура банкротства которых имеет определенные особенности. В частности, особая процедура банкротства теперь предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий. Отметим, что в отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Однако с момента вступления в силу с 1 января 2005 г. соответствующего раздела Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса утратит силу.
Отдельная статья рассматриваемого Закона, как и в ранее действующем Законе, посвящена определению понятия банкротства путем указания его признаков.
В настоящем Законе эти признаки несколько изменились. Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.
Законом увеличен размер обязательств, позволяющий начать процесс банкротства в отношении должника.
Дело о банкротстве в отношении юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также если имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона. Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. При этом Закон дополнен перечнем обстоятельств, которые при их наличии должны быть приняты во внимание.
Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора (уполномоченного органа по денежным обязательствам) принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 6 Закона).
Право на обращение в арбитражный суд у конкурсного кредитора теперь возникает лишь по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 7 Закона).
В Законе конкретизирован порядок определения состава и размера обязательств и платежей.
Поскольку признание несостоятельным гражданина или юридического лица производится только через определение неисполненных обязательств (обязательных платежей), в ст. 4 Закона конкретизирован порядок определения возможного состава денежных обязательств и платежей при введении каждой отдельной процедуры банкротства с учетом даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
Состав и размер таких обязательств и платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, но до вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В свою очередь, состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Помимо размера задолженности для определения наличия признаков банкротства должника учитывается и размер денежных обязательств (например, размер задолженности за товары (работы, услуги), суммы займа с учетом процентов). Так же как и ранее, размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Обращаем внимание на следующее. Законом установлено, что при определении наличия признаков банкротства не учитываются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Прекращение процедуры банкротства теперь возможно на любой стадии процесса при исполнении должником обязательств.
Законом регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Так, чтобы предотвратить использование процедуры банкротства с целью "передела" собственности, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Увеличен и срок рассмотрения дел о банкротстве - до 7 месяцев.
Новая процедура банкротства - финансовое оздоровление - направлена на установление нормальной платежной дисциплины должника.
Одним из новшеств Закона, на которое следует обратить внимание, является введение новой процедуры банкротства - финансового оздоровления. Такая процедура применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком и вводится на срок до двух месяцев. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления и называется административным управляющим. Решение о введении, изменении срока финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд принимается собранием кредиторов. При этом инициирование введения процедуры финансового оздоровления, как указано в ст. 76 Закона, может исходить от должника, его учредителя, собственника либо третьего лица.
Законом предусматривается возможность перехода от процедуры конкурсного производства к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (статьи 53, 146 Закона).
Закон защищает залогодержателя в большей степени по сравнению с ранее действовавшим Законом.
По сравнению с ранее действовавшим Законом настоящий Закон содержит больше гарантий кредиторам, требования которых обеспечены залогом. Согласно ст. 138 Закона требования кредиторов по таким обязательствам учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования этих кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, которая осуществляется на открытых торгах.
С введением более строгих требований к арбитражным управляющим законодательно сужен круг лиц, которые могут заниматься этим видом деятельности.
Следует обратить внимание и на повышенные требования к арбитражным управляющим, предъявляемые новым Законом. Во-первых, арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. В-третьих, арбитражный управляющий должен иметь стаж работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики. В-четвертых, обязательное требование к арбитражному управляющему - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Теперь в случае, если в соответствии с Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то на него распространяются все требования и к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне.
По истечении года с момента вступления в силу Закона (с 3 декабря 2003 г.) требования ст. 20, касающиеся теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, стажировки, членства в саморегулируемой организации, станут обязательными (ст. 231 Закона).
Законом предусмотрено также, что арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве управляющих лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам; или в отношении которых введена процедура банкротства; или которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; или которые дисквалифицированы или лишены в соответствии с законом права занимать руководящие должности.
Ответственность арбитражного управляющего должна быть застрахована на весьма значительную сумму.
Еще одно нововведение Закона, которое широко обсуждается, -введение процедуры страхования ответственности арбитражного управляющего согласно статье 20, при этом минимальная страховая сумма по договору не может быть менее 3 млн руб. в год.
Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства, а именно:
- 3% балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн руб., при балансовой стоимости активов должника от 100 до 300 млн руб.;
- 6 млн руб. и 2% балансовой стоимости активов, превышающей 300 млн руб., при балансовой стоимости активов от 300 млн руб. до 1 млрд руб.;
- 20 млн руб. и 1% балансовой стоимости активов должника, превышающей 1 млрд руб., при балансовой стоимости активов более 1 млрд руб.
Отметим, что Закон стал в большей степени защищать интересы государства (бюджета). В частности, теперь уполномоченные органы (представители государства как кредитора) стали полноправными участниками собрания кредиторов. По Закону, действовавшему ранее, представители государства участвовали с правом голоса только в первом собрании кредиторов.
В настоящем Законе уточняется перечень уполномоченных органов, участвующих в процедуре банкротства. Согласно Закону правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством РФ, и конкурсные кредиторы.
Правительство РФ определяет порядок подачи заявления уполномоченными органами и порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.
Доходная часть реестродержателей может увеличиться за счет введения нового направления деятельности - введения реестра требований кредиторов.
В Законе закреплено положение, согласно которому реестр требований кредиторов может вести не только арбитражный управляющий, но и реестродержатель, в качестве которого может выступать профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
По сравнению с ранее действующим Законом в новый Закон внесены также изменения, касающиеся такой процедуры, как внешнее управление. Расширен перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, реализуемых в ходе внешнего управления, в частности, предусмотрено:
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- замещение активов должника, т.е. создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.
Итак, новый закон - новые допросы. При этом любое нововведение вызвано в первую очередь изменением политической и экономической ситуации в стране. В любом случае принятие нового правового акта - это положительный, но сложный момент для потенциальных субъектов Закона, арбитражных управляющих и арбитражных судов.
Дать характеристику Закона на этапе, когда он только начал действовать, учитывая, что еще не сложилась практика применения законодательных норм, достаточно сложно.
А. Тюрина, АКДИ "Экономика и жизнь", 1, стр. 100-105, АКДИ Экономика и жизнь
21/01/2003
|