ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ N 3
Работа над поправками уже началась
В новый год Россия вступает с новым, третьим по счету за последние десять лет законом о несостоятельности
(банкротстве). Как заметил руководитель территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Удмуртской Республике Сергей Шуклин, ничего удивительного в этом нет. Закон, регулирующий отношения несостоятельности, - один из базовых законов экономики любого государства. Динамика его изменений отражает в какой-то степени и динамику изменений в экономике страны.
Если закон о банкротстве 1992 года был "продолжниковым", то в редакции 1998 года он выглядел более "прокредиторским". Любой кредитор мог с легкостью возбудить дело о банкротстве при наличии просроченной задолженности перед ним свыше трех месяцев и на сумму в размере 500 минимальных оплат труда. Государство было исключено из процедуры на самых решающих этапах. Так появился целый бизнес по скупке кредиторской задолженности, в результате чего выигрывали только новые собственники, а все остальные были в проигрыше.
Сегодня (и это одно из основных достоинств закона редакции 2002 года) государство получило право участия во всех собраниях кредиторов, а значит, и право управления сложными социально-экономическими процессами. При этом в его интересах не только погашение кредиторской задолженности предприятия, но и сохранение имущественных фондов и рабочих мест.
Кроме того, новым законом увеличивается процедура наблюдения, которая должна завершиться не позднее семи месяцев с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Это дает возможность должнику принять меры по выпуску дополнительных акций с целью расчета с кредиторами либо рассмотреть вопрос о ходатайстве перед собранием кредиторов и арбитражным судом о введении финансового оздоровления.
В законе впервые определен регулирующий орган. Это федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством России для контроля за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Это тоже новый институт, который появился в законе о банкротстве.
Интересно отметить, что в законе содержится положение о страховании ответственности арбитражного управляющего сроком не менее чем на год с его обязательным последующим возобновлением на сумму не менее 3 млн рублей. Кроме того, арбитражный управляющий при необходимости должен застраховать и свою ответственность.
Словом, новый закон, регулирующий отношения несостоятельности, содержит немало отличий от своих предшественников. Как пойдет его реализация - покажет время. И не удивительно, если работа над поправками уже началась - это нормальный процесс, поскольку и сама жизнь очень динамична.
* По состоянию на 1 января 2003 года в Удмуртии в процедурах банкротства находится 263 организации (из них 31 предприятие агропромышленного комплекса).
* В течение 2002 года в арбитражный суд поступило 329 заявлений о признании должников банкротами. Признаны несостоятельными 249 организаций.
* В прошлом году проведено 46 экспертиз наличия признаков преднамеренного банкротства. В результате выявлены три таких случая, о чем направлены материалы в правоохранительные органы.
КРИСТИНА РОМАНОВА, 9, стр. 1, Известия Удмуртской Республики
22/01/2003
|