ФСФО - банкрот
"Яблоко" хочет его ликвидировать
Депутаты из "Яблока" предложили упразднить Федеральную службу по финансовому оздоровлению (ФСФО). По их мнению, это было бы хорошим началом административной реформы. И хотя инициативу "Яблока" поддерживает часть чиновничества, официальное отношение правительства к депутатскому законопроекту скептическое.
Поправки к закону "О несостоятельности (банкротстве) ", фактически упраздняющие ФСФО, внесли на рассмотрение Думы "яблочники" Сергей Иваненко и Игорь Артемьев. Артемьев говорит, что его фракции не нравится возможность ФСФО влиять на судьбу практически каждого процесса банкротства. "Зачем эти чиновники? - негодует депутат. - Они выступают [в процессе банкротства] на стороне конкретных бизнес-группировок и участвуют в перераспределении собственности". Артемьев говорит, что с упразднения ФСФО правительство вполне могло бы начать административную реформу.
Сегодня в процессах о банкротстве ФСФО уполномочена представлять все требования государства к должнику. Депутаты предлагают разделить эти обязанности между другими госорганами: задолженность по обязательным платежам в бюджет должно, по их мысли, истребовать "налоговое ведомство" (Министерство по налогам и сборам или Налоговая полиция) , а по остальным денежным требованиям, возникшим в результате двусторонних сделок между должником и государством, - тот госорган, который выступал стороной в сделке.
Как гласит пояснительная записка к "яблочным" поправкам, надзор за процедурой банкротства следует передать судам, возврат долгов государству - налоговикам, а надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих - органу, ответственному "за экономическую политику".
Потенциальный претендент на часть полномочий ФСФО - министр экономразвития Герман Греф вчера сдержанно оценил инициативу "Яблока". Задачу повышения эффективности процедур банкротства можно, по его мнению, решить "менее радикальными методами". "ФСФО как орган меня мало волнует, - заявил вчера на брифинге министр. - Меня волнует прозрачность действий государства в делах о банкротстве". Впрочем, позавчера представитель Минэкономразвития проинформировал "Ведомости" о том, что руководство министерства поддерживает инициативу "Яблока".
В правительстве и ФСФО реакция была более эмоциональной. Замглавы аппарата правительства Алексей Волин сомневается, что в Белом доме будут "серьезно рассматривать инициативу "Яблока". А руководитель ФСФО Татьяна Трефилова заявила "Интерфаксу", что расформировывать ее службу ни в коем случае нельзя, так как в этом случае защитить интересы государства будет некому. "В последние годы в России сложилась практика преднамеренных банкротств, когда предприятия, будучи должниками государства, выводят активы в дочерние структуры, оставляя только пассивы, уклоняясь таким образом от уплаты долгов государству", - сказала Трефилова.
Президент Российской гильдии профессиональных арбитражных управляющих (до недавнего времени Трефилова была председателем гильдии) Игорь Семенов говорит, что никто из чиновников не разбирается в хитросплетениях процесса банкротства лучше, чем ФСФО. По его мнению, ФСФО лучше справится с взысканием налоговой задолженности, чем фискальные ведомства. Старший менеджер KPMG Александр Ерофеев считает, что дробить функции представления интересов государства как кредитора между ведомствами не стоит.
Зато председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский ( "Единство") солидарен с "Яблоком". Он называет их идею здравой, но уверен, что правительство не пойдет на поводу у депутатов.
Дмитрий Симаков, Ведомости 24 января 2003, Ведомости (online)
24/01/2003
|