Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


БАНКРОТСТВО: ПРИГОВОР ИЛИ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ?

При проведении государственной политики по предупреждению банкротств, а также при выполнении работы по обеспечению условий реализации процедур банкротства территориальным органом ФСФО России приходится сталкиваться с множеством проблем. О том, как они решаются в Тверской области, излагается в публикуемой ниже статье.

Основная цель деятельности территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Тверской области (далее - ТО) - защита интересов главного кредитора - государства. Настало время провести ревизию в экономике и избавить ее от неплатежеспособных, неэффективных производств.

Деятельность ТО ФСФО России по реализации государственной политики оздоровления экономики осуществляется по двум основным направлениям:

1) работа с неплатежеспособными предприятиями во внесудебном порядке, включая:

* мониторинг финансово-экономического состояния организаций области, в первую очередь включенных в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций;

* организацию работы Территориальной межведомственной балансовой комиссии, на которой рассматривается и оценивается финансовое состояние организации-должника по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и вырабатываются меры по финансовому оздоровлению;

* проведение экспертизы последствий обращения взыскания на имущество должника и выработка соответствующих решений;

2) работа с неплатежеспособными организациями при проведении судебных процедур, а именно:

* участие в собраниях кредиторов и заседаниях арбитражного суда для представления интересов Российской Федерации и Тверской области как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

* организация работы Коллегии уполномоченных государственных представителей с целью выработки единой позиции государства при решении конкретных вопросов процедур банкротства;

* подбор кандидатур и работа с арбитражными управляющими;

* совместная работа с правоохранительными органами по выявлению признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и принятию соответствующих мер.

Шанс на выживание

На налоговом учете в Тверской области состоит около 36 тыс. налогоплательщиков. Из них 25 тыс. имеют задолженность перед бюджетами различных уровней, в том числе 14,5 тыс. - отсутствующие должники, которые не представляют отчеты в налоговые органы. Около 600 налогоплательщиков имеют задолженность свыше 1 млн руб.

С принятием соответствующих изменений в действующем законодательстве о банкротстве роль и задачи ТО значительно усложнились. Если в 1995 г. в арбитражном суде области рассматривалось одно дело о банкротстве, то только за 9 мес. 2002 г. возбуждено 337 дел, в том числе по инициативе территориального органа - 86 дел.

Все 25 тыс. должников должны пройти через процедуру банкротства. Безусловно, применить эту меру ко всем предприятиям-должникам одновременно практически невозможно: не хватит арбитражных управляющих и не справятся суды. К тому же это может подорвать экономику области и привести к социальному взрыву. Здесь должен быть разумный, взвешенный подход в отношении каждого социально значимого предприятия.

На заседаниях Межведомственной балансовой комиссии (МБК) с участием представителей налоговых органов и внебюджетных фондов мы стараемся своевременно выявить предприятие, попавшее в трудное финансовое положение, и принять меры, направленные на финансовое оздоровление, а в случае необходимости - своевременно ввести процедуру банкротства.

Так, в 2001 - 2002 гг. на заседаниях МБК было рассмотрено 85 организаций, в том числе за 9 мес. 2002 г. - 26 организаций. Территориальный орган ведет мониторинг платежей в бюджет и внебюджетные фонды организаций, рассмотренных на МБК. В результате за 9 месяцев 2002 г. в казну поступило 465,6 млн руб., в том числе в бюджеты всех уровней - 305,7 млн руб., по единому социальному налогу -159,9 млн руб.

Предприятиям был дан шанс на выживание: они могли получить право на реструктуризацию, т.е. отсрочку в уплате задолженности по налогам - до конца декабря 2001 г., по долгам во внебюджетные фонды - до апреля 2002 года.

Начиная с 1 января 2002 г., налоговые органы начали применять все меры по принудительному взысканию имеющихся долгов в бюджет вплоть до вынесения постановления на арест имущества судебными приставами.

Территориальным органом ФСФО России в Тверской области проводится экспертиза по каждому аресту и дается анализ возможных последствий реализации арестованного имущества предприятия-должника. В случае если реализация арестованного имущества приведет к прекращению основной хозяйственной деятельности, обращаемся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Мы не "карающий меч"

Поскольку к процедуре банкротства на уровне обыденного сознания сложилось негативное отношение, многие видят в нашем органе своеобразный "карающий меч". Но процедура банкротства, проведенная вовремя, может оздоровить и возродить предприятие. Предприятие, выпускающее ликвидную продукцию, имеющее неплохую производственную базу, может начать свою деятельность с нуля при хорошем менеджменте и новом руководстве.

Процесс конкурсного производства на предприятии отнюдь не означает его обязательную ликвидацию.

Сначала вводится процедура наблюдения, цель которой - определить финансовое состояние должника с точки зрения восстановления платежеспособности.

Если такой шанс есть, на предприятии вводится внешнее управление. Под руководством арбитражного управляющею осуществляется комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности должника: закрываются нерентабельные участки, взыскивается дебиторская задолженность, идет поиск внутренних резервов и инвесторов.

Если надежд на восстановление платежеспособности объекта нет, инициируется процедура конкурсного производства, в процессе которого осуществляется ликвидация должника -юридического лица, а в целях удовлетворения требований кредиторов производится продажа имущества.

Приоритет в политике нашего территориального органа отдается реализации производственного комплекса предприятия в целом, а не по частям, что позволяет сохранить рабочие места и избежать возможного социального взрыва.

В период внешнего управления и действия процедуры банкротства производственная деятельность предприятия не останавливается и, как правило, текущие платежи проплачиваются в полном объеме.

Сохранить градообразующие предприятия

Состояние экономики региона в основном определяют крупные предприятия. В перечень градообразующих предприятий области с численностью работающих более 1 тыс. человек в 2002 г. включено 27 организаций. Из них всего 7 являются платежеспособными, остальные на сегодняшний момент не могут рассчитаться с задолженностью в бюджет, а 2 предприятия находятся в стадии банкротства.

С 1999 г. мы проводим постоянный мониторинг финансового состояния, учет и анализ результатов производственной деятельности этих предприятий. Это дает возможность определить их платежеспособность, наличие оборотных средств, размер собственного капитала, уровень рентабельности.

Сегодня ТО совместно с администрацией области разрабатывает политику по отношению к социально значимым предприятиям. Это предприятия ЖКХ, тепло-, энерго-, водоснабжения и другие, которые определяют экономику и жизнедеятельность области.

При вынесении постановления на арест имущества таких предприятий налоговая инспекция должна подходить взвешенно, оценивая последствия произведенного ареста. В эту "мясорубку" не должны попасть работоспособные предприятия.

Так, например, 65% задолженности ОАО "Тверь-торф" - долги муниципалитетов этой организации за содержание социальной инфраструктуры. Низкий уровень платежеспособности муниципалитетов привел к банкротству не одно предприятие ЖКХ.

Козырный туз в переделе собственности

Сегодня, к сожалению, процедура банкротства зачастую используется не в благих целях. Для иных расторопных дельцов банкротство становится инструментом в переделе собственности, в котором они жаждут "прихватизировать" предприятие, способное в будущем приносить прибыль. Ликвидация предприятия иногда используется и как средство ухода от ответственности за хищения и иные злоупотребления в хозяйственной деятельности.

Также распространена схема "преднамеренного" банкротства, когда активы предприятия, ликвидное имущество заранее выводятся в другие структуры или дочерние фирмы, при этом налоги не платятся, долги растут как снежный ком и должник с готовностью вступает в эту процедуру, фактически "кидая" государство.

Так, в 2001 году целиком уведено имущество Максатихинского ДОКа через Службу судебных приставов ( в нарушение закона оно продано без уведомления территориального органа ФСФО России в Тверской области). Имущество ЗАО "Русский лес", накопившего "приличную" задолженность, благополучно перекочевало в новую фирму, зарегистрированную в Санкт- Петербурге.

Аналогичные тенденции наблюдаются во многих леспромхозах и лесоперерабатывающих предприятиях области.

Поскольку "зеленое золото" по-прежнему продолжает оставаться одним из главных объектов преступных посягательств, в этой отрасли наблюдается настоящий разгул теневой экономики.

Следует признать, что работа по выявлению случаев преднамеренного банкротства до недавнего времени велась не на должном уровне. Это совместная недоработка как ТО, так и правоохранительных органов, которые во взаимодействии должны обеспечить чистоту, прозрачность и объективность проведения процедуры банкротства. При этом выполнение прокурорских функций не должно ложиться на ТО. Вовремя выявить преднамеренное, фиктивное банкротство - задача правоохранительных органов.

Для предотвращения случаев преднамеренного банкротства налоговая служба должна также осуществлять контроль за операциями с активами предприятия и при любом их движении сообщать ТО и правоохранительным органам для принятия соответствующих мер.

Контроль деятельности арбитражных управляющих

Важная функция нашей службы по обеспечению условий реализации процедур банкротства - подготовка арбитражных управляющих и контроль их деятельности.

ФСФО России разработана Типовая методика подготовки антикризисных управляющих, организована аккредитация обучающих организаций, что позволило создать сеть обучающих организаций практически по всей стране.

В Тверской области правом подготовки специалистов по антикризисному управлению обладают Тверской институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК Минсельхозпрода России и Тверской государственный технический университет.

ТО ведет учет лиц, зарегистрированных в Арбитражном суде Тверской области в качестве арбитражных управляющих (на настоящий момент - 177 человек), осуществляет подбор кандидатур для назначения арбитражными управляющими, организует обсуждение кандидатур на Коллегии уполномоченных государственных представителей.

С 1 июля 2002 г. отменено лицензирование деятельности арбитражных управляющих, однако ТО при подборе кандидатуры для назначения арбитражным управляющим в обязательном порядке учитывает имеющийся опыт работы на аналогичных предприятиях.

ФСФО России и ее территориальные органы наделены также контролирующими функциями, т.е. осуществляют надзор за профессиональной деятельностью арбитражных управляющих на предмет соответствия законодательству о банкротстве. С 1 июля 2002 г. контроль за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В любой стране с развитой экономикой законодательство о банкротстве является одним из механизмов правового регулирования рыночных отношений.

Наше законодательство таким регулятором пока не является, его несовершенство может обернуться тяжелыми экономическими последствиями.

В настоящее время принят новый Закон о банкротстве, уже третий с момента начала рыночных преобразований в нашей стране. Хочется надеяться, что опыт реализации процедур банкротства, как положительный, так и отрицательный, был учтен при его написании,


Л. Желтова, руководитель ТО ФСФО России в Тверской области, 1, стр. 20-23, Вестник Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению
25/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации