БАНКРОТСТВО: ПРИГОВОР ИЛИ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ?
При проведении государственной политики по предупреждению банкротств, а также при выполнении работы по обеспечению условий реализации процедур банкротства территориальным органом ФСФО России приходится сталкиваться с множеством проблем. О том, как они решаются в Тверской области, излагается в публикуемой ниже статье.
Основная цель деятельности территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Тверской области (далее - ТО) - защита интересов главного кредитора - государства. Настало время провести ревизию в экономике и избавить ее от неплатежеспособных, неэффективных производств.
Деятельность ТО ФСФО России по реализации государственной политики оздоровления экономики осуществляется по двум основным направлениям:
1) работа с неплатежеспособными предприятиями во внесудебном порядке, включая:
* мониторинг финансово-экономического состояния организаций области, в первую очередь включенных в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций;
* организацию работы Территориальной межведомственной балансовой комиссии, на которой рассматривается и оценивается финансовое состояние организации-должника по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и вырабатываются меры по финансовому оздоровлению;
* проведение экспертизы последствий обращения взыскания на имущество должника и выработка соответствующих решений;
2) работа с неплатежеспособными организациями при проведении судебных процедур, а именно:
* участие в собраниях кредиторов и заседаниях арбитражного суда для представления интересов Российской Федерации и Тверской области как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
* организация работы Коллегии уполномоченных государственных представителей с целью выработки единой позиции государства при решении конкретных вопросов процедур банкротства;
* подбор кандидатур и работа с арбитражными управляющими;
* совместная работа с правоохранительными органами по выявлению признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и принятию соответствующих мер.
Шанс на выживание
На налоговом учете в Тверской области состоит около 36 тыс. налогоплательщиков. Из них 25 тыс. имеют задолженность перед бюджетами различных уровней, в том числе 14,5 тыс. - отсутствующие должники, которые не представляют отчеты в налоговые органы. Около 600 налогоплательщиков имеют задолженность свыше 1 млн руб.
С принятием соответствующих изменений в действующем законодательстве о банкротстве роль и задачи ТО значительно усложнились. Если в 1995 г. в арбитражном суде области рассматривалось одно дело о банкротстве, то только за 9 мес. 2002 г. возбуждено 337 дел, в том числе по инициативе территориального органа - 86 дел.
Все 25 тыс. должников должны пройти через процедуру банкротства. Безусловно, применить эту меру ко всем предприятиям-должникам одновременно практически невозможно: не хватит арбитражных управляющих и не справятся суды. К тому же это может подорвать экономику области и привести к социальному взрыву. Здесь должен быть разумный, взвешенный подход в отношении каждого социально значимого предприятия.
На заседаниях Межведомственной балансовой комиссии (МБК) с участием представителей налоговых органов и внебюджетных фондов мы стараемся своевременно выявить предприятие, попавшее в трудное финансовое положение, и принять меры, направленные на финансовое оздоровление, а в случае необходимости - своевременно ввести процедуру банкротства.
Так, в 2001 - 2002 гг. на заседаниях МБК было рассмотрено 85 организаций, в том числе за 9 мес. 2002 г. - 26 организаций. Территориальный орган ведет мониторинг платежей в бюджет и внебюджетные фонды организаций, рассмотренных на МБК. В результате за 9 месяцев 2002 г. в казну поступило 465,6 млн руб., в том числе в бюджеты всех уровней - 305,7 млн руб., по единому социальному налогу -159,9 млн руб.
Предприятиям был дан шанс на выживание: они могли получить право на реструктуризацию, т.е. отсрочку в уплате задолженности по налогам - до конца декабря 2001 г., по долгам во внебюджетные фонды - до апреля 2002 года.
Начиная с 1 января 2002 г., налоговые органы начали применять все меры по принудительному взысканию имеющихся долгов в бюджет вплоть до вынесения постановления на арест имущества судебными приставами.
Территориальным органом ФСФО России в Тверской области проводится экспертиза по каждому аресту и дается анализ возможных последствий реализации арестованного имущества предприятия-должника. В случае если реализация арестованного имущества приведет к прекращению основной хозяйственной деятельности, обращаемся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Мы не "карающий меч"
Поскольку к процедуре банкротства на уровне обыденного сознания сложилось негативное отношение, многие видят в нашем органе своеобразный "карающий меч". Но процедура банкротства, проведенная вовремя, может оздоровить и возродить предприятие. Предприятие, выпускающее ликвидную продукцию, имеющее неплохую производственную базу, может начать свою деятельность с нуля при хорошем менеджменте и новом руководстве.
Процесс конкурсного производства на предприятии отнюдь не означает его обязательную ликвидацию.
Сначала вводится процедура наблюдения, цель которой - определить финансовое состояние должника с точки зрения восстановления платежеспособности.
Если такой шанс есть, на предприятии вводится внешнее управление. Под руководством арбитражного управляющею осуществляется комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности должника: закрываются нерентабельные участки, взыскивается дебиторская задолженность, идет поиск внутренних резервов и инвесторов.
Если надежд на восстановление платежеспособности объекта нет, инициируется процедура конкурсного производства, в процессе которого осуществляется ликвидация должника -юридического лица, а в целях удовлетворения требований кредиторов производится продажа имущества.
Приоритет в политике нашего территориального органа отдается реализации производственного комплекса предприятия в целом, а не по частям, что позволяет сохранить рабочие места и избежать возможного социального взрыва.
В период внешнего управления и действия процедуры банкротства производственная деятельность предприятия не останавливается и, как правило, текущие платежи проплачиваются в полном объеме.
Сохранить градообразующие предприятия
Состояние экономики региона в основном определяют крупные предприятия. В перечень градообразующих предприятий области с численностью работающих более 1 тыс. человек в 2002 г. включено 27 организаций. Из них всего 7 являются платежеспособными, остальные на сегодняшний момент не могут рассчитаться с задолженностью в бюджет, а 2 предприятия находятся в стадии банкротства.
С 1999 г. мы проводим постоянный мониторинг финансового состояния, учет и анализ результатов производственной деятельности этих предприятий. Это дает возможность определить их платежеспособность, наличие оборотных средств, размер собственного капитала, уровень рентабельности.
Сегодня ТО совместно с администрацией области разрабатывает политику по отношению к социально значимым предприятиям. Это предприятия ЖКХ, тепло-, энерго-, водоснабжения и другие, которые определяют экономику и жизнедеятельность области.
При вынесении постановления на арест имущества таких предприятий налоговая инспекция должна подходить взвешенно, оценивая последствия произведенного ареста. В эту "мясорубку" не должны попасть работоспособные предприятия.
Так, например, 65% задолженности ОАО "Тверь-торф" - долги муниципалитетов этой организации за содержание социальной инфраструктуры. Низкий уровень платежеспособности муниципалитетов привел к банкротству не одно предприятие ЖКХ.
Козырный туз в переделе собственности
Сегодня, к сожалению, процедура банкротства зачастую используется не в благих целях. Для иных расторопных дельцов банкротство становится инструментом в переделе собственности, в котором они жаждут "прихватизировать" предприятие, способное в будущем приносить прибыль. Ликвидация предприятия иногда используется и как средство ухода от ответственности за хищения и иные злоупотребления в хозяйственной деятельности.
Также распространена схема "преднамеренного" банкротства, когда активы предприятия, ликвидное имущество заранее выводятся в другие структуры или дочерние фирмы, при этом налоги не платятся, долги растут как снежный ком и должник с готовностью вступает в эту процедуру, фактически "кидая" государство.
Так, в 2001 году целиком уведено имущество Максатихинского ДОКа через Службу судебных приставов ( в нарушение закона оно продано без уведомления территориального органа ФСФО России в Тверской области). Имущество ЗАО "Русский лес", накопившего "приличную" задолженность, благополучно перекочевало в новую фирму, зарегистрированную в Санкт- Петербурге.
Аналогичные тенденции наблюдаются во многих леспромхозах и лесоперерабатывающих предприятиях области.
Поскольку "зеленое золото" по-прежнему продолжает оставаться одним из главных объектов преступных посягательств, в этой отрасли наблюдается настоящий разгул теневой экономики.
Следует признать, что работа по выявлению случаев преднамеренного банкротства до недавнего времени велась не на должном уровне. Это совместная недоработка как ТО, так и правоохранительных органов, которые во взаимодействии должны обеспечить чистоту, прозрачность и объективность проведения процедуры банкротства. При этом выполнение прокурорских функций не должно ложиться на ТО. Вовремя выявить преднамеренное, фиктивное банкротство - задача правоохранительных органов.
Для предотвращения случаев преднамеренного банкротства налоговая служба должна также осуществлять контроль за операциями с активами предприятия и при любом их движении сообщать ТО и правоохранительным органам для принятия соответствующих мер.
Контроль деятельности арбитражных управляющих
Важная функция нашей службы по обеспечению условий реализации процедур банкротства - подготовка арбитражных управляющих и контроль их деятельности.
ФСФО России разработана Типовая методика подготовки антикризисных управляющих, организована аккредитация обучающих организаций, что позволило создать сеть обучающих организаций практически по всей стране.
В Тверской области правом подготовки специалистов по антикризисному управлению обладают Тверской институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК Минсельхозпрода России и Тверской государственный технический университет.
ТО ведет учет лиц, зарегистрированных в Арбитражном суде Тверской области в качестве арбитражных управляющих (на настоящий момент - 177 человек), осуществляет подбор кандидатур для назначения арбитражными управляющими, организует обсуждение кандидатур на Коллегии уполномоченных государственных представителей.
С 1 июля 2002 г. отменено лицензирование деятельности арбитражных управляющих, однако ТО при подборе кандидатуры для назначения арбитражным управляющим в обязательном порядке учитывает имеющийся опыт работы на аналогичных предприятиях.
ФСФО России и ее территориальные органы наделены также контролирующими функциями, т.е. осуществляют надзор за профессиональной деятельностью арбитражных управляющих на предмет соответствия законодательству о банкротстве. С 1 июля 2002 г. контроль за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В любой стране с развитой экономикой законодательство о банкротстве является одним из механизмов правового регулирования рыночных отношений.
Наше законодательство таким регулятором пока не является, его несовершенство может обернуться тяжелыми экономическими последствиями.
В настоящее время принят новый Закон о банкротстве, уже третий с момента начала рыночных преобразований в нашей стране. Хочется надеяться, что опыт реализации процедур банкротства, как положительный, так и отрицательный, был учтен при его написании,
Л. Желтова, руководитель ТО ФСФО России в Тверской области, 1, стр. 20-23, Вестник Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению
25/01/2003
|