КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФСФО РОССИИ
С 1 июля 2002 г. введен в действие Федеральный закон от 30.12.01 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.02, N1 (ч. 1), ст. 1).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 28.3 указанного Закона должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления, вправе составлять протоколы об административных нарушениях, предусмотренных статьями 14.12-14.14, 14.21 - 14.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6,19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В целях реализации предоставленных полномочий Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству издан приказ от 27.06.02 N 279 "Об организации работы ФСФО России по реализации Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"", которым установлен перечень должностных лиц ФСФО России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Данный Приказ ФСФО России зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2002 года, регистрационный номер 3605.
Кроме того, распоряжением ФСФО России от 14 августа 2002 г. N 144-р утверждены Методические указания по применению КоАП РФ должностными лицами ФСФО России, что позволило регламентировать порядок реализации прав, предоставленных ФСФО России.
За период, прошедший с 1 июля по 29 ноября 2002 г., ФСФО России накоплен опыт составления протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебных органах. Следует отметить, что для судов и арбитражных судов привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности за нарушения законодательства о банкротстве также является новшеством.
Итак, что показал первый опыт применения КоАП РФ должностными лицами ФСФО России? С 1 июля по 29 ноября 2002 г. должностными лицами межрегиональных территориальных и территориальных органов ФСФО России (далее -МТО и ТО ФСФО России) возбуждено 35 дел об административных правонарушениях. В основном дела возбуждены по статье 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве" КоАП РФ. Кроме того, возбуждено также несколько дел по статьям 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ.
По девяти делам арбитражными судами отказано в удовлетворении заявлений МТО и ТО ФСФО России о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности. Поданы две апелляционные жалобы.
Восемь арбитражных управляющих по заявлениям МТО и ТО ФСФО России привлечены судами общей юрисдикции и арбитражными судами к административной ответственности, а в отношении одного арбитражного управляющего арбитражный суд ограничился устным замечанием.
Дела возбуждены должностными лицами Южного МТО ФСФО России (7), Северо-Западного МТО ФСФО России (5), ТО в Московской области (4), ТО в Воронежской области (3), ТО в Республике Хакасия (3), ТО в Волгоградской области (2), ТО в Кемеровской области (2), Центрального МТО ФСФО России (1), ТО в Курской области (1), ТО в Тамбовской области (1), ТО в Белгородской области (1), ТО в Пермской области (1), ТО в Республике Мордовия (1), ТО в Республике Марий Эл (1), ТО в Иркутской области (1), ТО в г. Москве (1).
Как видно из приведенного перечня, около 80% территориальных органов и отдельные межрегиональные территориальные органы работу по выявлению и пресечению административных правонарушений не осуществляют.
Опыт, полученный перечисленными выше МТО и ТО ФСФО России, весьма ценен с учетом того, что в анализируемый период, за исключением ноября, ФСФО России была лишена права проводить проверки деятельности арбитражных управляющих.
В качестве примера оперативной и добросовестной работы МТО и ТО ФСФО России можно привести результаты некоторых судебных дел по административной практике.
В октябре 2002 г. Арбитражный суд Воронежской области по заявлению ТО ФСФО России в Воронежской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде наложения административного штрафа в размере 40 МРОТ, Апелляционная жалоба арбитражного управляющего оставлена без удовлетворения, решение арбитражного суда вступило в законную силу,
В Курской области по заявлению ТО ФСФО России в Курской области арбитражный суд за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде наложения административного штрафа в размере 40 МРОТ.
Арбитражный суд Московской области по заявлению ТО ФСФО России в Московской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде дисквалификации на срок 6 месяцев.
По заявлениям Северо-Западного МТО ФСФО России за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, арбитражный суд назначил административное наказание двум арбитражным управляющим в виде наложения на каждого административного штрафа в размере 40 МРОТ.
В Республике Хакасия по заявлению ТО ФСФО России в Республике Хакасия арбитражный суд за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде наложения административного штрафа в размере 50 МРОТ.
В Волгоградской области арбитражный суд, рассмотрев заявление ТО ФСФО России в Волгоградской области, за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, объявил арбитражному управляющему устное замечание.
В Ростовской области по заявлению Южного МТО ФСФО России за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, суд назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде наложения административного штрафа в размере 3 МРОТ.
По заявлению ТО ФСФО России в Пермской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.13 КоАП РФ, арбитражный суд назначил административное наказание арбитражному управляющему в виде наложения административного штрафа в размере 40 МРОТ.
Как видно из представленных примеров, за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.13 КоАП РФ, ответственность за которые может быть назначена в виде штрафа или дисквалификации, арбитражный суд в основном принимает решения о наложении административного штрафа в минимальном размере, установленном КоАП РФ.
Практика показала, что сотрудникам ТО ФСФО России следует уделять больше внимания вопросу установления судебного органа, которому подведомственно рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении, и тем самым избегать направления указанных дел в арбитражные суды вместо мировых судей.
Кроме того, необходимо повысить качество подготовки доказательной базы и обеспечить неукоснительное соблюдение процессуальных норм.
Осуществляя работу по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности за допущенные ими нарушения законодательства о банкротстве, сотрудники МТО и ТО ФСФО России должны помнить, что это не только их право, но и обязанность, выполнение которой способствует укреплению законности в нашей стране.
А. ГЕРАСИМОВ, заместитель начальника Управления организации административного контроля ФСФО России, 1, стр. 19-20, Вестник Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению
25/01/2003
|