top.mail.ru
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

В ТПП РФ состоялся "круглый стол" на тему "Новый федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)": проблемы реализации в переходный период, плюсы и минусы для реального оздоровления предприятий промышленности, среднего и малого бизнеса России". В нем приняли участие представители законодательной и исполнительной ветвей власти, предприниматели специалисты и эксперты.

После многочисленных отклонений и согласований этот закон наконец вступил в силу. В новом законе, в частности, уточняются и усиливаются права, законные интересы кредиторов он расширил круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами (независимо от формы собственности), уполномоченному федеральному органу предоставлено право голоса в деле о банкротстве. Усилена защита прав должника - добросовестного собственника, включая государство как собственника и акционера, расширены механизмы сохранения бизнеса должника, введена возможность обжалования любых решений и определений арбитражного суда, связанных с банкротством. Введена важная новация порядка начала процедуры банкротства. Для возбуждения дела о банкротстве теперь будут приниматься во внимание требования к должнику, подтвержденные вступившим в силу решением суда, а требования кредиторов могут быть внесены в реестр только на основании судебного акта. Наконец, внесены радикальные изменения в процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего.

Сегодня в России имеется около трех миллионов хозяйствующих субъектов, из них свыше 800 тысяч- предприятия среднего и малого бизнеса. В производстве арбитражных судов России находится около 145 тыс. дел (данные комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики, предпринимательству и собственности). Абсолютное большинство (до 80%) - это дела о ликвидации конкретных хозяйствующих субъектов.

В связи с этим вполне можно говорить о слабой эффективности законодательства о банкротстве с точки зрения позитивного подхода к финансовому оздоровлению экономики. Необходимых для оздоровления ресурсов для поддержания предприятий, особенно на стадии внешнего управления, арбитражные управляющие не имеют. Финансовые средства, которыми они могли бы располагать по планам внешнего управления, практически невозможно собрать без соответствующей поддержки заинтересованных кредиторов и руководителей регионов.

Рушат ВПК

Правительство РФ заявляет, что намерено реструктуризировать оборонный комплекс с целью повышения эффективности производства и снижения финансовых затрат на создание вооружений. Сегодня мощности многих соответствующих российских предприятий лишь на 5-7% заняты выполнением оборонного заказа, что приводит к распылению финансов, удорожанию производства конечного продукта.

В последнее время в ряде областей страны (прежде всего Волгоградской, Тульской, Воронежской, Ярославской, Челябинской, Хабаровском и Красноярском краях) наблюдается резкий всплеск активности со стороны различных российских финансово-промышленных групп в отношении ведущих региональных предприятий ВПК, что совпадает с объявленным главой Министерства промышленности, науки и технологий Ильей Клебановым планом отраслевого укрупнения (путем создания крупных холдингов вокруг базового предприятия).

По оценкам специалистов, из более полутора тысяч предприятий российской "оборонки", получающих госзаказ, "в живых" останутся лишь 700. Более того, по поводу реализации в 2003 году плана поддержания мобилизационных мощностей (сохраняемых на случай войны) Илья Клебанов заявил, что "они будут сокращаться даже не в разы, а на порядки" (т.е. в 10-20 раз). Все это, по его мнению, "может обрушить весь ВПК".

Подчеркну, что сегодня, по официальным данным, почти 30% предприятий российского ВПК можно отнести к банкротам. По подсчетам же Лиги содействия оборонным предприятиям до состояния банкротства доведены 80% из них.

Так, в одной только Волгоградской области на различных стадиях банкротства находятся 1457 предприятий. Часть из них подводится под банкротство искусственно. Правоохранительными органами области только в 2001 году выявлено 29 преступлений, связанных с незаконными действиями при проведении процесса банкротства.

Усилилась угроза закрытия в первую очередь производств, продукция которых может составить конкуренцию западным фирмам на мировом рынке. Несколько более уверенно чувствуют себя производства, ориентированные на экспорт. Совсем недавно министр обороны Сергей Иванов откровенно заявил, что без заказов Китая наш ВПК не выживет. Отсюда вопрос: какова роль и место в механизме реструктуризации ВПК нового закона о банкротстве? В чьих интересах будет он осуществляться? Каковы экономические, социальные и геополитические последствия передела собственности в столь важном секторе отечественной промышленности?

Суть проблемы состоит в том, что позитивная роль института банкротства должна быть не только фискальной, "мытарской", но и государственно-прагматической. Это означает повышение эффективности реального сектора экономики, привлечение соответствующих ресурсов для помощи проблемным предприятиям с целью их финансового оздоровления и вывода из предбанкротного или неплатежеспособного состояния и превращения их в реально работающие и рентабельные. На этапе криминального накопления первоначального капитала эта проблема практически не осознавалась на государственном уровне.

Отмечу, что координирующая роль и возможности Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) чрезвычайно ограничены. Регулирующая функция государства сужена до предела.

Предприятия "растаскивают" на глазах

Сегодня- мы вправе говорить об отсутствии в принципе нормальной культуры антикризисного управления, должного механизма исполнения принятых законов о банкротстве. Отмечу, что грамотные юристы и арбитражные управляющие могут сделать с предприятием буквально все, что потребует от них заказчик. Отсюда та реальная, то есть отрицательная, для банкротного предприятия эффективность применения процедуры. Его просто "растаскивают".

Примеров этому много. Практика абсолютного большинства арбитражных управляющих, работающих с промышленными предприятиями в реальном секторе экономики, свидетельствует именно об этом. Сегодня арбитражный управляющий с его закрепленным в законе статусом индивидуального предпринимателя без образования юридического лица абсолютно бесправен. Он не имеет даже простого трудового договора, гарантий для достойной и легальной оплаты своего труда, для своего профессионального роста. У него почти нет прав, зато много обязанностей. Поэтому он не был и вряд ли будет заинтересован проявлять принципиальность. Он, в общем-то, бессилен что-либо противопоставить заказным банкротствам, зависим практически от всех участников процесса банкротства. И, главное, у него нет корпоративной защиты и поддержки.

Грядет новый передел

Очевидно, что к такому "острому" и социально опасному инструменту, как банкротство, и государству, и бизнес-сообществу нужно подходить разумно, параллельно вырабатывая механизмы самозащиты и финансового оздоровления важнейших предприятий. Задача состоит в том, чтобы изыскивать возможности и целевым образом направлять на поддержку проблемных предприятий, их финансовое оздоровление инвестиции (как считают специалисты) в размере не менее 5-7% от ВВП. Сейчас в РФ ВВП составляет, по разным оценкам, 300-500 млрд. долларов США.

За годы рыночных либеральных реформ потеряно свыше 40% промышленного потенциала страны. Что произошло с отечественным станкостроением, машиностроением и другими базовыми отраслями промышленности - общеизвестно, не говоря уже об усиливающейся продовольственной зависимости, плачевном состоянии лесной и сельскохозяйственной перерабатывающей промышленности.

Что можно сделать в этих крайне сложных условиях для защиты отечественных производителей, для реального оздоровления нашей промышленности? Главное, объективно оценить и всесторонне диагностировать состояние дел в реальном секторе экономики, определить, что осталось, и то, что нужно оставить под контролем государства с позиций обеспечения национальной и экономической безопасности для достойного развития России в XXI веке.

Сегодня можно предположить ценовые пределы возможных доходов от грядущего перераспределения собственности, перекачки активов, находящихся в предбанкротном состоянии предприятий. Они могут составить от 15 до 50 млрд. долларов США. Какой была реальная цена "старого" закона за четыре года его интенсивного использования с широким применением заказных банкротств, видимо, вряд ли мы скоро узнаем. О прозрачности и цивилизованности национальной экономики пока приходится только мечтать.

В этой связи особенно важно, чтобы ТПП РФ усиливала свое влияние и роль на выработку и реализацию социально-экономической политики, в том числе в области координации законотворческой и правоприменительной работы по антикризисному управлению.

***

В итоге работы "круглого стола" были выработаны конкретные предложения.

Рекомендовать Госдуме и Правительству РФ рассмотреть возможность выработки единых подходов к улучшению координации предпроектной законотворческой деятельности в совершенствовании налогообложения, антикризисного управления и финансового оздоровления предприятий независимо от форм собственности.

Рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность создания специализированного совета по программам развития и оздоровления промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса, включив в него заинтересованных представителей от отечественного бизнес-сообщества, кредитных организаций, представителей регионов, ведущих специалистов по антикризисному управлению.

Поддержать инициативу ФСФО России по созданию Союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как общественной организации, представляющей и защищающей интересы корпуса арбитражных управляющих.

Рекомендовать руководству ТПП РФ рассмотреть возможность создания в своей структуре специализированного подразделения (департамента) по координации работы государства и бизнес-сообщества в области антикризисного управления, разработки федеральных и региональных программ развития и финансового оздоровления проблемных предприятий промышленности, среднего и малого бизнеса.

Виталий СКРИПКО, генеральный директор антикризисной управляющей финансовой компании "АКС-сервис"


Виталий СКРИПКО, 1-2, стр. 16, Торгово - промышленные ведомости
27/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации