Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


СНОВА НА ПРОЦЕДУРЫ. ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ

С НАЧАЛА ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)". НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ ИМЕЛ ЦЕЛЬЮ ИСПРАВИТЬ ИМЕВШИЕ МЕСТО НЕДОЧЕТЫ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ 1998 ГОДА И МАКСИМАЛЬНО ОГРАНИЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ. ПРИЧЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬ, НЕ УТРУЖДАЯ СЕБЯ ВНЕСЕНИЕМ ПОПРАВОК К ЗАКОНУ 1998 ГОДА, ВЗЯЛСЯ ПЕРЕПИСАТЬ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ ЗАНОВО.

Судить о том, хорош новый закон или нет, пока рано, поскольку результаты появятся где-то через год. Новый закон о банкротстве вступил в силу очень поспешно, всего через месяц после опубликования, не дожидаясь комментариев и разъяснений (для примера напомним, что существенные, но все-таки всего лишь поправки к закону "Об акционерных обществах" вступили в действие спустя почти пять месяцев и бизнес-сообщество смогло их осмыслить, подготовиться и относительно легко перестроиться).

Новый закон получился объемным, громоздким и более похож на кодекс. Разработчикам не удалось избежать громоздкости, да и закон все-таки особенный, носит комплексный характер и призван соединить воедино нормы гражданского, административного, трудового, налогового и даже уголовного законодательства. В связи с чем девиз "Краткость - сестра таланта" не нашел отклика в сознании разработчиков закона.

Уже сейчас можно говорить, что потребуется множество разъяснений и обобщений практики применения, однако до обобщений еще далеко, поскольку практика применения не наработана, а та, которая есть, настолько противоречива, что новый закон по-разному применяется двумя разными судебными составами одного и того же арбитражного суда.

Что же вызвало такую необходимость взяться за переработку законодательства о банкротстве?

Закон о банкротстве необходим для экономики, работающей в условиях рыночных отношений, - это неоспоримый факт. Это определенная гарантия удовлетворения требований кредиторов, возможность должника, попавшего в затруднительное финансовое положение, сохранить свою собственность, это баланс экономических и социальных интересов.

Основная проблема именно в нахождении этого справедливого баланса интересов должника и кредитора.

Закон о банкротстве 1998 года вызывал обоснованную критику, связанную с тем, что зачастую с момента возбуждения дела о банкротстве собственник предприятия не мог реально повлиять на ход процедуры банкротства и спасти свою собственность, даже когда его учредители готовы оплатить все долги предприятия. Кредиторы не хотят получать исполнение, поскольку интересуются не своими долгами, а активами предприятия. Доходит до парадоксальных случаев: при проведении процедуры внешнего управления ОАО "Втормет" акционеры внесли деньги в размере требований кредиторов на депозит нотариуса, а кредиторы требуют признать должника банкротом и распродать активы.

Проблема заключалась в том, что собственник предприятия не являлся лицом, участвующим в деле о банкротстве, и вынужден был безучастно наблюдать за судьбой своего имущества. В связи с чем закон о банкротстве 1998 года снискал славу прокредиторского. Данный подход был продиктован целью заставить участников экономической деятельности соблюдать финансовую дисциплину. Исполняй свои обязательства надлежащим образом и не будешь нести риска утраты собственности.

В то же время, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, отсутствие внятной государственной экономической политики реализовать задуманное оказалось делом нелегким. С учетом российского климата и, соответственно, сезонности поступления денежных средств, во многих отраслях экономики просрочка исполнения обязательств более трех месяцев стала обычным делом.

В связи с выявленными проблемами новый закон о банкротстве изменил подход к отстранению собственника-должника от реализации процедур банкротства, предоставив ему право участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

При проведении процедур банкротства по новому закону представитель учредителей (участников) должника, избираемый на соответствующем собрании, вправе участвовать при проведении всех процедур банкротства. То есть активно влиять на ход процедуры, обжаловать злоупотребления, отстаивать свои права.

Увеличение уставного капитала за счет размещения дополнительных акций и создание на базе имущества должника дочернего (дочерних) общества (что часто использовалось для вывода активов) может быть осуществлено при проведении процедур банкротства только на основании решения органов управления должника, уполномоченных принимать соответствующие решения. При этом размещение дополнительных акций может проводиться только по закрытой подписке, то есть собрание акционеров должника имеет возможность сохранить состав акционеров, не допуская изменения пропорционального соотношения акций между различными группами акционеров.

Изменились и сами процедуры банкротства. К наблюдению, внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению прибавилась еще одна новая процедура - финансовое оздоровление.

Суть процедуры финансового оздоровления заключается в предоставлении возможности должнику восстановить свое финансовое состояние без отстранения органов управления должника от осуществления их полномочий, однако с определенными ограничениями.

Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и при введении внешнего управления: приостановка исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением взыскания по заработной плате, вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда, истребования имущества из чужого незаконного владения). К должнику не применяются финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств, ограничивается наложение арестов на имущество, запрет на выплату дивидендов и некоторые иные ограничения.

Основанием для введения финансового оздоровления является план финансового оздоровления, который разрабатывается учредителями должника. Важной частью плана финансового оздоровления является график погашения задолженности должника, который должен предусматривать погашение задолженности по заработной плате и за вред, причиненный жизни и здоровью, не позднее чем через шесть месяцев после введения финансового оздоровления и погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.

Неоднократное или существенное (на срок более 15 дней) нарушение графика погашения задолженности является основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления.

План финансового оздоровления должен быть утвержден собранием кредиторов.

Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть заявлено не только должником, но и третьим лицом по согласованию с должником.

Однако, если собранием кредиторов принято решение о введении внешнего управления или конкурсного производства, учредители (участники) должника или третье лицо вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив банковскую гарантию исполнения должником графика погашения задолженности. При этом размер предоставленного обеспечения погашения задолженности должника должен превышать размер требований кредиторов, включенных в реестр, не менее чем на 20%, а график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности должника не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления.

Таким образом новый закон о банкротстве довольно существенно ограничил права кредиторов определять судьбу должника, предоставив возможность активно включиться в этот процесс и собственнику предприятия-должника.

График погашения задолженности может быть изменен по согласованию с собранием кредиторов.

Срок финансового оздоровления не может превышать двух лет.

Проведение финансового оздоровления осуществляется органами управления должника под контролем административного управляющего.

Этот непростой механизм все же служит определенным препятствием для злонамеренного установления контроля кредиторов над хозяйственной деятельностью должника и предоставляет возможность собственнику, попавшему в неблагоприятное финансовое положение, сохранить свое имущество.

Однако возможность воспользоваться процедурой финансового оздоровления требует от должника, и прежде всего от его учредителей, активных мер по разработке плана финансового оздоровления, проведения собрания учредителей для обращения в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления, получения банковской гарантии и иных способов обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности.

Формально по результатам проведения финансового оздоровления арбитражный суд может вынести судебный акт о:

- прекращении дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника:

- введении внешнего управления:

- признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

При этом очень важно иметь в виду, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев, арбитражный суд не вправе вынести определение о введении внешнего управления.

Можно достаточно обоснованно предрекать новой процедуре достаточно большую "популярность". Однако такая процедура может не только реально затормозить проведение процедур банкротства, но и ограничить право кредиторов отстранить неэффективного собственника и, управляя его имуществом эффективно, даже, если потребуется, реструктуризировать бизнес, вернуть себе деньги. Новая процедура тоже не застрахована от злоупотреблений, но теперь уже со стороны должника. По сути, финансовое оздоровление отбирает время у кредиторов на проведение внешнего управления.


Валентин Афанасьев, адвокат, 1, стр. 32-33, Финансы России
30/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации