"МОСКВА ВЕДЕТ ЭКСПАНСИЮ"
По количеству банкротств Сибирский федеральный округ в числе лидеров: здесь ведется почти треть дел от общего количества по России. 30 января в Межрегиональном территориальном органе Федеральной службы финансового оздоровления (МТО ФСФО) состоялось итоговое совещание руководителей территориальных органов в Сибирском федеральном округе. О деятельности службы в 2002 году, а также о текущей ситуации с банкротствами корреспонденту "КС" НАТАЛИИ БАРСУКОВОЙ рассказал руководитель МТО ФСФО АЛЕКСАНДР КИКИН.
Фото Михаила ПЕРИКОВА
- Александр Юрьевич, какова сегодня ситуация с банкротствами в Сибирском федеральном округе?
- В 2002 году было возбуждено 24429 дел о банкротстве - почти вдвое больше, чем в 2001 году. Наибольшее количество дел о банкротстве - 7330 - находится в производстве арбитражных судов Новосибирской области. Рост числа банкротств связан с рядом неблагоприятных явлений на большинстве предприятий: снижением финансовой устойчивости, уменьшением уровня ликвидности активов и одновременно растущей зависимостью предприятий от заемных средств. Особенно настораживают в этом смысле пищевая промышленность и машиностроение.
Причина этих негативных явлений зачастую кроется в неграмотном менеджменте. В частности, предприятия нерационально вкладывают свои средства и неэффективно их используют. Нередко текущие обязательства покрываются оборотными активами, а хозяйственная деятельность осуществляется за счет заемных средств. Инвестиции - это хорошо, однако они не должны снижать платежеспособность предприятия по текущим обязательствам.
Наиболее выгодно на общем фоне выглядят ремонтные предприятия (платежеспособность увеличилась на 60%), а также большинство отраслей транспорта, цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика. Сложная ситуация сохраняется в химической промышленности.
- Какие территории федерального округа наиболее проблемны в отношении банкротств?
- Хотя по количеству банкротств лидирует Новосибирская область, качественно наиболее тяжелое положение в ресурсных регионах: Красноярском крае, Кузбассе, Иркутской области. Там многие предприятия с большим объемом выручки относятся к социально и экономически значимым. В Новосибирске же, напротив, большая часть судебных процедур по банкротству связана с необходимостью узаконить статус "мертвых" фирм.
- Какая категория предприятий вызывает наибольшие опасения у вас как у руководителя МТО ФСФО?
- Всегда требует повышенного контроля оборонный комплекс, поскольку он финансово неустойчив, но достаточно привлекателен для инвесторов. Особые опасения вызывают предприятия, имеющие альтернативное производство.
Если же говорить в целом, то мы ведем мониторинг крупных экономически и социально значимых предприятий. Таковых в регионе 308, и мы держим их под пристальным вниманием. Предприятия вне этой категории также попадают в поле зрения. Обычно это случается в результате судебных процедур, указаний из ФСФО России, а также по инициативе региональных администраций.
- А как вы расцениваете подобные инициативы местных властей?
- Зависит от ситуации. Если власти действуют объективно, в рамках своей компетенции - пожалуйста. Другой вопрос - когда лоббируются интересы каких-то сомнительных инвесторов. Таким инициативам будем препятствовать, во всяком случае это уже почва для конфликта.
- Вовремя отследить попытку преднамеренного банкротства - это дело случая?
- Отчасти да, поэтому мы стремимся грамотно работать с поступающей информацией по каждому конкретному сигналу. Если увеличивается объем фактов, привлекающих внимание, значит, нужно проявить к предприятию повышенный интерес.
- В Новосибирске уже складывается окружная саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих; можно ли прогнозировать степень ее эффективности?
- Главное, что наша сибирская организация не пытается спекулировать на рынке антикризисного управления, предлагая льготные условия вступления. Представители же ряда московских организаций играют на высоких требованиях к опыту и материальному состоянию арбитражных управляющих. Там есть варианты льготного вступления в СРО - вплоть до выдачи беспроцентных кредитов. Подобная экспансия объясняется просто: некоторым столичным ФПГ необходимо забрать лучших арбитражных управляющих, чтобы в будущем влиять на финансовую деятельность предприятий. Не исключено, что значительная часть антикризисных управляющих станет финансово зависимой, поскольку противопоставить столичной экспансии в большинстве случаев нечего. Тем не менее нам удалось заручиться поддержкой полномочного представительства президента в СФО, где также заинтересованы в развитии окружной СРО. Таким образом, предпосылки к развитию эффективного рынка антикризисного управления у нас есть, вне зависимости от сепаратизма местных властей или чьих-либо интересов.
Оценить эффективность окружной СРО пока сложно, поскольку у нее еще нет юридических полномочий, и в этом смысле мы отстаем от других округов. Ожидаем, что в феврале наша саморегулируемая организация будет включена в реестр, после чего начнется ее полноценная деятельность.
- Можно предположить, что "проплаченные" арбитражные управляющие спустя некоторое время начнут действовать в интересах столичных инвесторов. Вы проявляете к ним заведомо повышенное внимание, не дожидаясь конкретного повода?
- У нас не стоит задача борьбы с какими-либо ФПГ, однако большую часть тех управляющих, которые отошли к московским саморегулируемым организациям, я знаю - если не в лицо, то по фамилии. С остальными также надеюсь в ближайшее время познакомиться. Полагаю, что данная категория антикризисных арбитражных управляющих активизируется после регистрации нескольких общероссийских СРО.В рамках общего мониторинга будем проявлять к их действиям повышенный интерес.
- Как отразилось принятие нового закона "О несостоятельности (банкротстве)" на механизмах работы ФСФО? Удалось ли повысить ее эффективность?
- Еще нет, поскольку мы переживаем переходный период: идет налаживание взаимодействия с другими службами в рамках нового законодательства. Пока этот процесс нельзя назвать благополучным: нет полного взаимопонимания ни с территориальными органами МНС, ни со службой судебных приставов. Наиболее проблемный вопрос - своевременное предоставление нам информации в должном объеме. Кроме того, не всегда удается достичь единого мнения и с арбитражным судом, особенно в части назначения арбитражных управляющих. Полагаю, наши полномочия будут безоговорочно признаваться всеми службами лишь тогда, когда соответствующие договоренности в правительстве будут реализованы де-юре в виде постановлений.
Наталия БАРСУКОВА, 4, Континент Сибирь
07/02/2003
|