БАНКРОТСТВО - НЕ ПУГАЛО, А КРАЙНЯЯ МЕРА
В России уже действует новый Закон "О банкротстве", который, с точки зрения его создателей, не является прокредиторским, как прежний, и в то же время содержит достаточный набор мер для того, чтобы избежать таких весьма распространенных явлений, как преднамеренное банкротство, инициированное собственниками и менеджерами самого предприятия с целью вывести его активы. Так ли все хорошо в новом Законе на самом деле? Свое мнение по этому поводу высказывает руководитель агентства по Тульской области Центрального межрегионального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Руслан КОНОВАЛОВ. - РУСЛАН ГЕОРГИЕВИЧ, согласны ли вы с утверждением, что в России большинство предприятий и компаний по сути проблемные, и вся деятельность их подпадает под действие Закона "О банкротстве"? Насколько оно верно в масштабах Тульской области? - Судите сами, в нашей области 30 промышленных предприятий, которые мы относим к категории социально значимых по целому ряду критериев. Таких, как объем выручки, численность персонала, статус градообразующего предприятия. Мы ведем постоянный мониторинг их финансово-экономической деятельности, запрашивая информацию о балансе и другие документы финансовой отчетности. Если судить по результатам работы этих предприятий в 2002 году, то из 30 лишь 8 являются платежеспособными. Остальные по степени их неплатежеспособности мы подразделяем на предприятия первой категории неплатежеспособности, у которых кредиторская задолженность не превышает сроков от 3 до 12 месяцев (таких 10), и предприятия второй категории, которые более года не расплачиваются по своим обязательствам - их 7. Кроме того, одно из 30 предприятий - новомосковский "Оргсинтез" - не ведет производственной деятельности, а у остальных предприятий финансовая отчетность является закрытой, и мониторинг их деятельности проводит непосредственно Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Решение о банкротстве социально значимых предприятий принимает комиссия, в составе которой уполномоченные госпредставители: от ФСФО, МНС, внебюджетных фондов, администрации субъекта Федерации, в котором расположено предприятие. - В соответствии с предыдущим законом предприятию достаточно было иметь трехмесячную задолженность в размере 500 МРОТ, чтобы кредиторы могли возбудить банкротное производство. Новый закон меняет порядок возбуждения дела о банкротстве? - Прежде всего хочу подчеркнуть, что государство, интересы которого как кредитора представляет наш орган, не ставит своей целью обязательно обанкротить предприятие. Напротив, ему дается возможность восстановить собственную платежеспособность. В ходе процедуры наблюдения, которую устанавливает арбитражный суд, собственники предприятия-должника представляют собранию кредиторов план финансового оздоровления, с гарантиями и финансовым обеспечением на срок до двух лет. Процедура, которая описана в новом законе, предоставляет возможность кредитору и должнику решить свои проблемы без применения процедур банкротства. Например, сегодня на ОАО "Туласпирт" введено внешнее управление. Долги предприятия, которые составляют около полутора миллиардов рублей и являются основанием для его банкротства, "заморожены" на год. Введение такого моратория позволило предприятию начать свою деятельность как бы "с чистого листа", и сегодня оно нормально работает, исправно рассчитывается по текущим платежам. По решению собрания кредиторов срок внешнего управления может быть продлен. Согласно представленному плану "Туласпирт" вполне может восстановить свою платежеспособность. Внешнее управление сроком на 10 лет по согласованию с кредиторами и под гарантии муниципального образования введено и на другом крупном предприятии области - Ясногорском машиностроительном заводе. - По новому закону государство как кредитор получило больше прав? - Правильнее будет сказать, что государство уравнено в правах с остальными кредиторами. Если раньше представители государства могли принимать участие только в первом собрании кредиторов, но государство имело первоочередное право на взыскание своих долгов, то теперь оно принимает участие во всех собраниях кредиторов, но не имеет перед ними преимущества в очередности взыскания долгов. - Изменились ли требования к кандидатурам арбитражных управляющих и порядок их назначения? Закон вводит обязательное требование для арбитражных управляющих: быть включенными в единый государственный реестр и состоять в одной из профессиональных саморегулируемых организаций. Собрание кредиторов выбирает такую организацию, она, в свою очередь, представляет список из трех кандидатур, удовлетворяющих предъявленным требованиям. Закон предоставляет право и должнику, и кредиторам отвести одну из предложенных кандидатур. Из оставшихся в списке арбитражный суд назначает управляющего. Саморегулируемые организации (СРО) должны будут не просто объединять арбитражных управляющих, но и отслеживать их деятельность, защищать их интересы в судах. Стали более жесткими требования к самим управляющим. Кроме обязательных высшего образования и стажа работы руководителем или заместителем руководителя предприятия не менее двух лет, обязательной сдачи теоретического экзамена, управляющие теперь должны застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн рублей. Управляющие при вступлении в СРО будут платить членские взносы в размере от 10 до 40 тыс. рублей. - Иными словами, управляющий, который не справится со своими обязанностями и ухудшит и без того сложную ситуацию на предприятии, будет отвечать за последствия собственным имуществом? - В каждой саморегулируемой организации будет создан так называемый компенсационный фонд, средства в который должны будут вкладывать все ее члены. Из этого фонда и будут компенсироваться убытки, принесенные от деятельности того или иного члена организации. - Много ли в Тульской области желающих работать арбитражными управляющими при таких достаточно жестких условиях? - Достаточно сказать, что из 87 арбитражных управляющих, зарегистрированных в Тульской области до введения в действие нового закона, лишь 35 представили необходимые документы и готовы работать дальше. Но это пока. У остальных еще есть время. Закон предусматривает обязательность вступления в СРО в течение 2003 года. - А много ли саморегулируемых организаций зарегистрировано в области? - Самостоятельных организаций в области не будет. Но уже зарегистрированы 2 представительства - СРО Центрального федерального округа, в которую вошло 9 туляков, и СРб РСНЭ, в которой 6 наших членов. - После перерегистрации юридических лиц, которую недавно завершили налоговые органы, выяснилось, что более половины ранее зарегистрированных юрлиц либо не существуют вовсе, либо не желают заявлять о себе. Какие меры будут к ним приниматься вашей службой? - Это очень болезненный вопрос, решение которого на сегодня весьма проблематично. Скорее всего, речь будет идти только о ликвидации таких юридических лиц. Долги их будут списаны государством. Говорить о процедуре их банкротства и взыскании долгов в пользу кредиторов практически невозможно. В прошлом законе был предусмотрен специальный фонд для финансирования процедуры банкротства из бюджета. Правда, он никогда не финансировался. В новом законе нет и этого фонда. Но ведь для того, чтобы начать процедуру банкротного, производства, нужно назначить арбитражного управляющего, платить ему зарплату, а это не менее 10 тыс. рублей. Затем - многочисленные судебные издержки. А в результате выяснится, что у должника и имущества-то никакого нет, взыскать долги не с чего. Поэтому если кредиторы готовы сами нести подобные издержки, можно говорить о процедуре банкротства таких должников. Мы же, как представители государства, не можем позволить себе нецелевого расходования бюджетных средств на эти цели. - Понятно, что все плюсы и минусы нового закона проявятся в дальнейшей работе. И все же каковы его позитивные стороны? - В целом можно охарактеризовать закон как перспективный. Есть, конечно, некоторые несостыковки с Налоговым, Гражданским кодексами. Сегодня еще неясно, кто будет осуществлять полномочия регулирующего органа, а кто уполномоченного. Регулирующий орган будет осуществлять надзор за СРО. Например, на исполнение обязанностей уполномоченной организации претендуют помимо ФСФО, Минфин и Минэкономразвития. Окончательную точку в этом вопросе должно поставить специальное постановление правительства. Мы знаем, что оно уже готово, но пока не подписано премьер-министром.
Беседовала Елена КОРНИЛКОВА., 19, Молодой коммунар
11/02/2003
|