Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


Саморегулирование банкротства

Деятельность Северо-Западного межтерриториального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (МТО ФСФО) может стать поводом для очередного скандала, связанного с переделом собственности.

Как стало известно Агентству конфликтных ситуаций (АКС), заместитель руководители МТО Петр Харитонов 5 января 2003г. разослал руководителям терорганов ФСФО письмо, в котором устанавливается порядок выбора арбитражных управляющих.

Напомним, что с декабря 2002г. на территории России действует новый закон «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, он предписывает выбирать арбитражных управляющих из числа членов саморегулирующих организаций (СРО). Закон также предусматривает создание регулирующего и уполномоченного органов. Первый регистрирует СРО и контролирует их деятельность, а второй представляет кредиторские интересы государства на проблемных предприятиях.

Но так как СРО в нашей стране только-только созданы и еще не начали действовать в полную силу, были введены переходные периоды в действии закона о банкротстве. По решению правительства с 10 декабря 2002г. по 10 марта 2003г. функции уполномоченного и регулирующего органа временно совмещает ФСФО РФ, после чего эти полномочия должны быть разграничены.

Второй переходный период сроком на 1 год касается процедур введения внешнего управления, конкурсного производства или финансового оздоровления предприятия. Законом о банкротстве предусмотрено 3 варианта, один из которых является постоянным, а два других - временными. Первый вариант предполагает, что собрание кредиторов определяет СРО, которая должна представить суду 3 кандидатуры на должность управляющего. Формулировка, казалось бы, предельно ясная.

Переходные варианты дают возможность собранию кредиторов выбрать 3 кандидатуры управляющих без обращения в СРО из числа независимых специалистов. Либо арбитражный суд имеет право самостоятельно обратиться в ФСФО, который на правах регулирующего органа предоставляет 3 кандидатуры на должность управляющего. При этом, важно, что все 3 способа одинаково легитимны, но по сути являются потенциальным поводом для конфликтов.

Как правило, при банкротстве возникает противостояние между несколькими группами акционеров и кредиторов. Возможность выбора среди трех вариантов позволяет одним заблокировать решения других. Сложившуюся коллизию, возможно, в ближайшее время разрешит Высший арбитражный суд, однако в данном случае счет идет на дни. Ведь через месяц ФСФО может лишиться одной из своих функций.

Используя неоднозначность трактовки закона, заместитель руководителя Северо-Западного МТО ФСФО Петр Харитонов в своем письме фактически монополизирует право выбора кандидатур на должность арбитражного управляющего. «Законом не определен порядок принятия собранием кредиторов решения по вопросу избрания трех кандидатур», - говорится в письме Харитонова. В связи с этим Северо-Западное отделение ФСФО фактически отменило действие этого варианта избрания арбитражных управляющих, во всяком случае - на три переходных месяца, когда служба выполняет одновременно функции регулирующего и уполномоченного органов. Письмо определяет единственно возможный вариант отбора кандидатур - из числа членов СРО, зарегистрированных в регионе. Таким образом, кстати, Харитонов фактически отменил распоряжение главы российского ФСФО Татьяны Трефиловой, определяющее порядок отбора арбитражных управляющих.

Далее в письме Харитонова, после соответствующего внушения руководителям территориальных органов ФСФО, как бы между прочим сообщается, что, дескать, на сегодняшний день в округе зарегистрированы две саморегулирующие организации (СРО) - некоммерческие партнертства «СРО Северо-Запада» и «СРО Северная столица». Здесь стоит упомянуть, что согласно закону о банкротстве, деятельность СРО не ограничена территорией. То есть, теоретически на петербургское предприятие может быть назначен управляющим член СРО, зарегистрированной где-нибудь в Приморье. Однако письмо Харитонова фактически запрещает эту возможность. Хотя обе упомянутые СРО были зарегистрированы в конце декабря 2002г., уже 5 января Харитонов в письме заверяет территориальные органы ФСФО о том, что члены обеих СРО проверены «на соответствие требованиям закона».

Кстати, несмотря на то, что одна организация находится в Центральном районе Санкт-Петербурга, а вторая – в Петроградском, контактные телефоны у них одинаковые, что наводит на мысль об определенном родстве между этими структурами. Более того, на визитных карточках руководителей этих СРО черным по белому написано «Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству». И это лишний раз подтверждает особые отношения между этими СРО и руководством МТО ФСФО, в частности, Петром Харитоновым.

При этом, по некоторым данным, заместитель руководителя МТО не ограничился только письменными мерами. По неофициальной информации, в последнее время он зачастил в служебные командировки по различным регионам округа, где проводит встречи с руководителями территориальных органов ФСФО. А сопровождает его генеральный директор «СРО Северо-Запада» В.Рутштейн. В этих поездках Харитонов очень настоятельно рекомендует представителям регионов работать только с этим СРО. Более того, по некоторым данным, со стороны Харитонова, якобы, оказывается определенное давление на арбитражный суд с тем, чтобы разрешать сотрудникам вышеуказанных СРО знакомиться с материалами дел, находящихся в производстве. Хотя не секрет, что право на это имеют только участники процесса.

Наконец, по неофициальной информации, между ФСФО и СРО подписываются соглашения об обмене информацией по проблемным предприятиям, которые еще не находятся в процедуре банкротства. А ведь это по закону является коммерческой и налоговой тайной. В результате складывается обстановка, когда ФСФО напрямую отождествляется с негосударственной организацией.

Действия руководства СЗ МТО ФСФО в данном случае, в частности Петра Харитонова, можно конечно объяснить благими намерениями: в переходный период усилить контроль за проблемными предприятиями региона с тем, чтобы предотвратить криминальный передел собственности. Однако остается непонятным, сможет ли руководство ФСФО контролировать деятельность СРО, являющихся, по сути, частными структурами, а главное отвечать за последствия этой деятельности. Неясно также, что будет делать служба в том случае, если «подопечные» предприятия получат ущерб от деятельности членов тех самых СРО, которые руководство ФСФО так рьяно и настойчиво рекомендует.

Как сообщил корреспонденту АКС руководитель Северо-Западного органа ФСФО Владимир Золотов, «письмо за подписью Петра Харитонова носит только рекомендательный характер. Кредиторы предприятий имеют полное право выбрать любого арбитражного управляющего, входящего или не входящего в саморегулирующую организацию, - сказал Золотов. – Однако в любом случае, наша службы намерена четко отслеживать юридическую и экономическую чистоплотность арбитражных управляющих, особенно тех, кто работает на социально значимых предприятиях».

Тем не менее, по информации ИА «Росбалт», сейчас Северо-Западный МТО ФСФО лоббирует назначение арбитражными управляющими членов «СРО Северо-Запада» или «Северная столица» на такие значимые предприятия, как машиностроительное объединение им. Карла Маркса, Северо-Западный филиал «ЗабСибГазпрома», Невский судостроительный-судоремонтный завод, 44-е Специальное строительное управление Минобороны России, Ленгидроэнергоспецстрой, ЛенГЭСС, МУП «ЖКХ Красный Бор» и «Красный Выборжец». На заводе им. Карла Маркса после «атаки» ФСФО произошел раскол среди кредиторов – большинство из них не согласились с навязываемой им кандидатурой арбитражного управляющего.

«Я не согласен с теми принципами, на основании которых принимают в СРО», - заявил АКС арбитражный управляющий Александр Тарантов (осуществлял процедуру банкротства на заводе им. Морозова и ОАО «Трансмаш» в Ленинградской области). - По моему мнению, каждый член СРО – «солдат партии», не имеющий права принимать никаких самостоятельных решений и обязанный выполнять приказы начальства. Как мне кажется, член СРО не управляет предприятием, а лишь выдает доверенность другому лицу или управляющей компании, а те уже работают с объектом. По имеющейся у меня информации, СРО Северо-Запада» и «Северная столица» - близнецы-братья, которые выполняют волю РСПП».

«Письмо Харитонова я расцениваю, как незаконное. Странно, что государственный служащий ставит подпись под таким документом. Если бы такое письмо рассылал человек, занимающийся коммерческой деятельностью, здесь был бы повод для расследования антимонопольных органов», - считает Тарантов. - А коль скоро речь идет о госструктуре, то ситуация тем более непонятна. За последний год в работе МТО ФСФО было много странностей».

По словам одного из арбитражных управляющих, который не пожелал называть свое имя в печати, в последнее время в округе были случаи, когда управляющие давали доверенности «специалистам», нарушавшим в своей деятельности закон. После этого управляющие были вынуждены уходить с предприятия, и им предъявлялись большие материальные претензии со стороны кредиторов и акционеров.
ВЯЧЕСЛАВ СТЕПЧЕНКО, ДЕНИС ПИНЧУК, АКС, Агентство Конфликтных Ситуаций - Проект ИА "Росбалт"
12/02/2003 13:09:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации