Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


ЗАДАЧА С "ИКСОМ", ИЛИ КУДА ВСТУПАТЬ АРБИТРАЖНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ

С 3 декабря прошлого года в новой России действует Федеральный Закон "О банкротстве (несостоятельности)". Это третий документ подобного рода. В царское время закон о банкротстве был принят в 1744 году. Вероятно, он был хорош- иначе почему процветающая ныне Финляндия, вышедшая в 1917 году из состава империи, сохранила его до сих пор с минимальными изменениями.

Короче, имеется очередной, скорее всего, не последний, правовой акт о кризисном производстве. Увы, точки над i еще не расставлены. В частности, не доведена "до ума" проблема с арбитражными управляющими, которым по новому закону необходимо вступать в саморегулируемые организации (СРО).

Понятно, в социалистические времена банкротов в стране не имелось - Госплан и Госснаб под чутким партийным руководством вытягивали самых ленивых, самых криворуких, но чем первые наши "капиталистические" законы не пришлись ко двору?

Согласно первому варианту закона, при банкротстве предприятиям надо было доказать, что активов у "конторы" меньше, чем пассивов. Руководители, которым не хотелось попасть в список несостоятельных, представляли явно дутые активы. Скажем, основных фондов у завода на 50 миллионов рублей, а в бумагах говорилось, мол, имущество тянет на 300 миллионов. Тут многое, но не все зависело от оценщика. Закон совершенно не работал. Он не помогал стране жить правильно, по средствам. Поэтому в 1998 году ввели другой документ, в основу которого положили принцип неплатежеспособности. В итоге количество дел в судах о несостоятельности юридических лиц стало расти в геометрической прогрессии.

Но и тут ситуацией стали "рулить" те же оценочные конторы. Писал я в прошлом году фельетон "Отделка под липу, или Как растащили Тобольскую мебельную фабрику". В данном случае активы не "надували", а наоборот, спускали - то есть стоимость основных фондов снижали на порядок, а потом директор фабрики отдала имущество за копейки сыну, к тому же себя не обидела, дочери кое-что должно было перепасть. Это было преднамеренное банкротство - в общем-то, уголовно наказуемое деяние. Но оценщика, похоже, к суду не привлечешь.

- Да, они все прекрасно понимают, и этим пользуются, за рамки правового поля не выходят. И лет пять, пока рынок не устоится, кардинальных перемен ожидать не приходится, - примерно так сказал мне руководитель территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству П. Дорош.

Но вернемся к закону 98-го года. Он, в общем-то, неплохой, но одна беда - оказался слабозащищенным должник, собственник имущества. Парадокс: предприятие желает вернуть долг, а кредитор не хочет брать, у него другие интересы. Это из области заказных банкротств.

Случай прошлого года. Завод строительных машин задолжал теплосетям 3 миллиона рублей - сумма не такая уж - великая. Но долг этот выкупила некая фирма. Но не с тем, чтобы обратиться в суд с заявлением о возврате денег. Не деньги нужны были фирме. Суд рано или поздно выдаст исполнительный лист о выплате трех миллионов. Нет, суда не надо, нужен сам процесс банкротства, в результате которого наступает мораторий - то есть автоматически замораживаются финансовые операции. За год-полтора завод разорится вконец. И тогда новоявленный кредитор получит 14 гектаров земли в самом центре города. А потом продаст территорию, где располагается "Строймаш", богатому покупателю - то есть речь идет о так называемой продаже ситуации.

И вот тут-то многое зависит от арбитражного управляющего. В процессе банкротства - он и бог, и царь. Может распродать имущество юридического лица по частям, может оздоровить обстановку. Думаю, заслуживают похвалы действия арбитражного управляющего на Заводоуковском спиртоводочном заводе Ф. Бекшенева. Благодаря его усилиям предприятие (хотя и сменился собственник) сохранилось, люди остались при деле, налоги поступают в бюджеты разных уровней. Есть и финансовая поддержка поселку Падун, где он располагается.

Многое делает для оздоровления финансовой обстановки на дочерней Запсибгазпрому фирме ДЗАО "Тюменское объединение по газификации" арбитражный управляющий С. Кузьмин.

Увы, по закону 98-го года, довольно уязвимым оказалось ключевое звено - арбитражный управляющий. Ведь к должности его привлекал кредитор - последний назначал зарплату. Даже самый честный "арбитражный" волей-неволей зависел от кредитора. Кто-то из арбитражных управляющих на первое место ставил порядочность и придерживался закона, кто-то, кривя душой, исполнял заказ.

- В конце-концов, суд утверждает арбитражного управляющего, - скажет более-менее знакомый с темой читатель.

Да, но кандидатуру выдвигал кредитор, а на лбу у будущего арбитражного управляющего ведь не написано, честный он или нет. Был такой момент: "работа" последнего привела к ущербу в два миллиона рублей. Но пока дело докатилось до исполнительного листа, у виновного не оказалось ни денег, ни квартиры, ни жены - вообще ничего. Что с такого возьмешь?

В новом законе о банкротстве сделана попытка устранить все эти недостатки. Во-первых, гораздо сложнее "разыграть" процедуру несостоятельности. Суд должен подтвердить требование о том, что тебе кто-то должен. Во вторых, необходимо возбудить исполнительное производство с выдачей судебному приставу исполнительного листа, предупредив об этом должника. Если через 30 дней должник никаких мер по выплате не предпринял, кредитор может подать в суд заявление о банкротстве. Трезвомыслящий должник, конечно же, подсуетится. После таких этапов, по идее, уйдут в прошлое заказные и преднамеренные банкротства.

Для того чтобы убрать прямую зависимость арбитражного управляющего от кредитора, закон 2002 года вводит понятие саморегулируемых организаций. Именно сюда теперь обязан обращаться кредитор. А уж СРО коллегиально предложит ему три кандидатуры управляющих. Требования к кандидатуре: образование, специальность, опыт работы в арбитражном процессе, не менее двух лет управленческой деятельности на каком-либо предприятии. Из трех кандидатов суд назначит достойнейшего.

По новому закону арбитражный управляющий обязан застраховать свою деятельность на 3 миллиона рублей. Это начальная сумма. Если у предприятия активов больше, чем на 100 миллионов рублей, то "страховка" еще выше. Значит, если у вас есть три миллиона, кладете их на депозитный счет-и идете руководить кризисной фирмой.

- А если нет?, - спросит потенциальный шеф прогоревшей фирмы.-Что ж, обращайтесь в страховую компанию, которая страхует этот вид деятельности под годовую ставку в 0, 5 процента - то есть 10-15 тысяч рублей в год. А это немалый риск. Конечно, у "страховщиков" появилась еще одна ниша, но можно запросто потерять три, а то и больше миллионов.Опыта пока нет. И еще нюанс: если личных средств у арбитражного управляющего на погашение ущерба от его деятельности (бездеятельности) не хватит, деньги будут взыскиваться из кассы СРО, у которой должен иметься специальный компенсационный фонд, составленный из вступительных взносов арбитражных управляющих. Последние обязаны выполнять устав и требования СРО. Если ты нанес родной организации ущерб, то, естественно, от тебя постараются избавиться. В конечном счете, ты поставил на себе крест: в другое СРО, да и вообще в арбитражные управляющие больше не примут.

Сейчас в Тюменской области существует одна саморегулируемая организация арбитражных управляющих - Уральская, которая охватывает весь федеральный округ: Тюменскую, Челябинскую, Свердловскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. На этапе создания еще одна структура. В какой-то газете прочитал, дескать, федеральная служба финансового оздоровления буквально загоняет арбитражных управляющих в эти СРО.

- Никого никуда не загоняем, -так объяснил П. Дорош. - И вообще, в течение года - то есть до 3 декабря 2003 года. на время переходного периода - арбитражным управляющим можно не входить в СРО.

Ясно, что кредиторы станут обращаться не к одиночке-частнику, а в конкретную организацию. Уже упомянутые мною Ф. Бекшенев и С. Кузьмин, В. Корчемкин, занимавшийся банкротным процессом ОАО "Запсибгазпром", стали членами Уральской организации. Слышал мнение, что это более предпочтительный вариант, так как промышленный Урал и нефтегазовые северные округа способны без проблем пополнить необходимый штат саморегулируемой организации. Ведь в СРО должно быть не менее ста членов. А две организации - это уже двести человек.

- Пока имеется всего сто пятьдесят работающих "арбитражных", но, скорее всего, часть из них отсеется: мало кто имеет необходимый двухгодичный стаж управленческой деятельности. К этому приравнивается годовой стаж в качестве арбитражного управляющего, и не просто, а с закрытием серьезного предприятия-банкрота. Тогда можно сказать: "Ты не был юридическим лицом, но ты был арбитражным, у тебя лицензия"... Увы, мало кто соответствует этим данным. Кстати, есть мнение, что хорошо бы иметь на территории всего Уральского федерального округа как минимум три СРО.

Знаю о такой постановке вопроса-давайте, мол, создадим СРО поближе к областной администрации, она обеспечит нас помещениями, компьютерами... По-моему, сплошной наив! Сказано же, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А вообще-то "арбитражные" постоянно находились под крылом ФСФО.

По словам руководителя территориального органа федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству П.Дороша, от этого служба имела сплошные хлопоты. Примерно 80 процентов времени тратили на разбор жалоб от самих управляющих или на них, хотя это "чужие" люди. Управляющие сетуют, мол, зарплату платят недостойную. А главы городов, районов стонут, что, якобы, тут та-акое вытворяют эти "арбитражные".

Похоже, теперь все дрязги лягут на плечи СРО.

По старому закону, процедурой банкротства социально значимых объектов занимались люди из ФСФО. Но сейчас должны быть введены два органа: регулирующий и уполномоченный. Объединять эти функции в одном категорически запрещено. Пока ( до 3 марта с.г.) тем и другим поручено заниматься тому же ФСФО. А там выйдет долгожданное постановление правительства, и все точки над i будут расставлены.Регулирующий орган станет контролировать СРО, также будет участвовать в обучении людей. Уполномоченный орган выступит кредитором от имени государства - все-таки более 60 процентов кризисных предприятий должны именно государству, различным фондам: медицинскому, социального страхования, пенсионному. Регулирующим органом, думаю, будет Минюст. По крайней мере, во всем мире так. Скорее всего, уполномоченным органом станет ФСФО. Слово за правительством РФ.

-А много ли на юге Тюменской области предприятий, оказавшихся на грани банкротства? -наверняка поинтересуется читатель.

Оказалось, примерно 600 юридических лиц. Большинство из них - это так называемые "отсутствующие должники": фирмы на бумаге существуют, но давно не работают. Нет ни начальства, ни оборудования, ни сотрудников. Короче, одна маята для налоговых инспекций. Они и выступают инициаторами банкротства - процедура для "мертвых душ" упрощенная, но все равно хлопот хватает.

***

От редакции. "Какой должна быть саморегулируемая организация арбитражных управляющих? " Вот как ответили на этот вопрос руководители.

А. Корепяков, доктор технических наук, генеральный директор ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", председатель бюджетной комиссии городской Думы:

- Все зависит от подготовленности членов организации. Считаю, арбитражным управляющим должен быть человек, который стоял у руля коллектива, был умелым, добился хоть небольших успехов на этом поприще.

Ни в коем случае арбитражным управляющим не должен быть пенсионер по возрасту. Я от своих заводских пенсионеров слышал не раз: "Вот брошу все и уйду, и, вообще, что бы я ни делал, мне за это ничего не будет". У них сложившийся менталитет. А ведь работа у "арбитражного" тяжелая, требующая большой самоотдачи.

Короче, знаю обо всем этом не понаслышке. В более молодые годы, когда работал на моторном заводе, мне приходилось организовывать работу в развалившихся цехах. Да и на аккумуляторный завод я пришел в не лучшие для предприятия времена.

В. Корчемкин, бывший арбитражный управляющий ОАО "Запсибгазпром ":

- Только крупная организация способна создать нормальные условия для деятельности арбитражного управляющего в свете требований нового закона. Я вступил в Западно-Сибирский филиал Уральской СРО, которая, по моему мнению, является независимой, объективной, в общем, не карманной. Здесь моими коллегами являются опытнейшие специалисты, приступившие к этому делу в 1998 году и ран ее. Мы наладили деловое сотрудничество с администрациями Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных о кругов. У нас полное взаимопонимание.

Кстати, арбитражные управляющие ЯН АО тоже стали членами Уральского СРО. И в г. Салехарде будет образован филиал. В Тюменский, то есть Западно-Сибирский филиал, на днях дополнительно подано 20 заявлений, 15 уже рассматриваются, по пяти "арбитрам "сразу было отказано - не соответствуют требованиям нового закона.

А. Сотник, арбитражный управляющий ОАО "Тюменьглавснаб":

- Я очень недоволен новым Законом "О банкротстве (несостоятельности) ", особенно той его частью, где говорится об арбитражных управляющих. Теперь нас загоняют в саморегулируемые организации, тем самым попирая права частного предпринимателя. Ему теперь придется ежегодно выкладывать тысяч 150 в качестве взносов и за обучение. Еще необходимо застраховать свою деятельность как минимум на 3 миллиона рублей. Не каждый "арбитражный" потянет такие суммы.

Сам я решил вступить в Западно-Сибирскую СРО, которая, правда, пока в стадии формирования.

Только тогда уйдем от монополизма, когда саморегулируемых организаций будет несколько. Лишь при таком условии возможно объективное управление кризисным предприятием.

С Кузьмин, арбитражный управляющий ДЗАО "Тюменское объединение по газификации":

-В Тюмени уже была общественная организация антикризисных управляющих. В нее входили практически все управляющие юга Тюменской области. То есть худо-бедно наши интересы здесь защищались. И тут задумали создать Западно-Сибирскую СРО. Кто задумывал, об этом не сообщается. Нам сказали, мол, записывайтесь, но орган управления СРО уже избрали без вас. Даже учредителей незнаем. Возможно, там у руля хорошие управляющие, но широкому кругу они не известны.

А ведь учредителем могла бы стать общественная организация. Или бы на ее базе создали новое СРО. Как-ни как здесь решались все вопросы, в том числе и обучения кадров. И вот мы, правление этой организации, а также самые активные управляющие, ушли в Тюменский, вернее Западно-Сибирский, филиал Уральской СРО.


Юрий МАШИНОВ., 26, стр. 2, Тюменская правда
12/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации