ЧТОБЫ ОБЪЯВИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ БАНКРОТОМ, НУЖНЫ ДЕНЬГИ. И НЕМАЛЫЕ
Так гласит один из постулатов нового закона "О несостоятельности (банкротстве)". О его особенностях и нововведениях мы сегодня и беседуем с руководителем территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Республике Северная Осетия - Алания Александром ОМЕЛЬЧЕНКО.
- Недавно на страницах "СО" были обнародованы цифры, которые как нельзя более ярко отображают итоги деятельности в прошлом году основных крупных и средних предприятий республики. Они таковы: за январь-ноябрь 2002 года количество прибыльных предприятий- 61. Прибыль - 202 миллиона 332 тысячи рублей. Количество убыточных предприятий -62. Убыток - 170 миллионов 692 тысячи рублей. Как видите, на ноябрь число отстающих даже превысило число успешных.
Потому одна из составляющих политики республиканского руководства в укреплении промышленного потенциала Осетии сегодня формулируется так - очистить экономическое пространство. Определить предприятия, имеющие перспективу, достаточный потенциал для динамичного развития. Значит, те предприятия, которые создают лишь видимость деятельности, тяжким бременем висят на экономике республики, придется ликвидировать или объявить банкротами...
- Сегодня, чтобы провести отстающее предприятие со всеми признаками несостоятельности через процедуру банкротства, необходимо иметь средства. И немалые. Во многих случаях - и из республиканского бюджета. Так гласит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", вступивший в силу 3 декабря 2002 года.
- Давайте уж по порядку, Александр Иванович. Почему это госказна должна еще и раскошеливаться для того, чтобы избавиться от приносящих одни убытки предприятий? Сколько "стоит" сегодня утвержденный арбитражным судом вердикт - "банкрот"? Куда пойдут эти деньги?
- Давайте по порядку. С 3 декабря начал работать новый федеральный закон о банкротстве. Он имеет много отличий от предыдущего. Но два - разительные.
Первое заключается в новых правилах возбуждения и прохождения дел о несостоятельности. Второе - в требованиях к арбитражному управляющему.
- Пожалуйста, подробнее о каждом.
- Начнем с того, что в этом законодательном акте более детально и четко прописаны все его положения, что является большим плюсом в сравнении с предыдущим. Так как это не оставляет возможности ни истцам, ни ответчикам, ни судьям свободно толковать букву закона, как это было раньше.
- Вы имеете в виду многочисленные факты неправомерных или предумышленных банкротств предприятий, волна которых прокатилась по России в последние годы, успев стать настоящим бичом российского бизнеса? Об уже отработанной технологии захвата собственности по-российски, базировавшейся на трех китах: несовершенном законодательстве, коррумпированности российской исполнительной и судебной властей, а также многочисленных ошибках, которые были допущены во времена "дикой" приватизации начала девяностых?
- В том числе и прежде всего это. По новому закону сейчас не так уж и просто объявить предприятие банкротом.
- Какие же признаки для этого должны быть?
- Остается, во-первых, тот же трехмесячный срок, в течение которого предполагаемому банкроту дается шанс погасить накопившиеся долги.
Во-вторых, сумма этих долгов должна быть не менее чем 100 тысяч рублей. Но при этом новый закон требует наличия судебного решения, подтверждающего этот долг. Если раньше кредиторы при подаче иска предъявляли лишь акт сверки и не исполненный в срок договор, и этого было достаточно, то теперь это должно быть подтверждено судом. И мало того, должен быть выдан исполнительный лист для службы судебных приставов для взыскания этого долга. И только после этого ты имеешь право обратиться в суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
- И кто в таком случае может выступать в роли истца?
- Частное или юридическое лицо, государство, одним словом, все, кому задолжали.
- Но не станет ли подобное усложнение процедуры еще одним бюрократическим барьером на пути банкротства явно не состоятельного и не имеющего реальных перспектив предприятия?
- Напротив. Это исключит саму возможность возникновения, к примеру, таких ситуаций, которые для Осетии были нехарактерны, а вот для России приобрели массовый характер. Это когда руководители предприятий-должников договаривались с недобросовестными кредиторами, соглашались с актом сверки, не отражающим действительность. И процесс, как говорится, начинался. Кредиторы, заинтересованные в получении этого предприятия или доли его, проталкивали своего арбитражного управляющего. В результате каждый получал то, что хотел: кто-то - собственность, бывший руководитель - не оставался в накладе, а вот интересы государства отодвигались на последний план. С этим, думаю, теперь покончено.
- Насколько помнится, в старом законе основной смысл банкротства предприятия заключался в том, что ему как бы прощались те долги, которые не было возможности погасить.
- Так и есть. К примеру, тебя признали банкротом. Твой долг - миллион рублей. Половину из них ты сумел погасить, а оставшаяся - кассируется. Другими словами, после признания тебя банкротом никто не вправе потребовать их вернуть.
- Так вот, хотелось бы знать, в новом законе эта постановка вопроса не изменилась?
- Измениться не изменилась, но дополнена важным обстоятельством. Если кто-то желает поступить описанным выше образом, имеет "мертвое" предприятие и не видит перспективы расплатиться с долгами, он должен быть готов к тому, что процедура проведения банкротства должна быть полностью оплачена. Вся процедура, которая включает в себя судебные издержки, расходы на проведение самой процедуры банкротства, зарплаты арбитражному управляющему и т. д.
- А раньше на чьи плечи ложились эти траты?
- Раньше они также должны были быть возмещены за счет реализации имущества предприятия-банкрота. Должны, но не всегда возмещались. Если, как говорится, денег нет, то их и нет. А теперь - по-другому. В новом законе ужесточены требования и к руководителям, и к собственникам предприятий-должников.
- Значит, подаешь в суд заявление о признании предприятия банкротом, будь готов раскошелиться?
- Именно так.
- А если это делает не руководитель, а, скажем, собственник? Кредитор?
- Кто подает заявление, тот и должен оплатить всю процедуру, в случае, конечно, нехватки имущества должника для покрытия всех расходов.
- А есть ли уже конкретные примеры работы этого положения нового закона?
- Да, есть. Недавно ликвидационная комиссия подала заявление о признании банкротом АТП бывшего "Агропромстроя".
- И кто будет платить?
- В данной ситуации в случав нехватки средств от продажи имущества, их, эти средства, будет возмещать республиканский бюджет.
- ??
- Да, именно так. Потому что вышеозначенная ликвидационная комиссия была создана распоряжением Госкомимущества РСО - А. Предприятие является госсобственностью. И тут возникает задача, которую уже сейчас республиканской власти необходимо начинать решать.
В начале нашего разговора вы назвали цифры, которые отображают, сколько в Осетии убыточных предприятий. И коль скоро власть ставит стратегическую задачу - очистить экономическое пространство республики, то уже сейчас необходимо составлять прогнозные перечни бесперспективных и "мертвых" предприятий, которые подлежат ликвидации. И заранее в бюджете теперь уже 2004 года закладывать суммы на ликвидацию таких предприятий. Заранее, так как теперь никто, кроме собственника, это за него не сделает. Потому что Федеральная служба по финансовому оздоровлению не обладает денежными ресурсами на проведение таких операций. И подавать заявления о признании банкротом того или иного предприятия не будет. Но понуждать руководителей несостоятельных предприятий в соответствии с новым законом она обязана. И будет это делать, прибегая к помощи правоохранительных органов. Будет делать, если увидит, что предприятие по сути - банкрот. Что имущества нет, остались одни долги. А внести ясность в ситуацию судебным вердиктом не спешат. Это сейчас есть явное нарушение закона, которое влечет за собой определенные последствия и для руководителя, и для собственника.
- Какие именно?
- К примеру, если раньше руководитель мог быть привлечен к ответственности за неподачу заявления о признании возглавляемого им предприятия банкротом при наличии всех признаков несостоятельности, но привлечен скорее теоретически, то теперь конкретно обозначены сроки, в которые он обязан подать такое заявление: три месяца. Если этого руководитель не сделал, то будет дисквалифицирован. То есть, лишен права занимать руководящие и материально ответственные должности на какой-то срок.
- Ну, а собственник?
- На него ляжет субсидиарная ответственность по долгам. То есть обязанность их возместить в долях, определяемых количеством акций, которыми он владеет, если это, к примеру, акционерное общество. Если государство-то, оно становится ответственным за долги. Если частное лицо, то - частное лицо.
- Александр Иванович, закон вступил в силу два месяца назад. Но чтобы он отработал механизмы реализации, стал реальной правовой нормой для всех, наверняка, нужно время?
- Да, это осознает и федеральная власть. Самим этим законом, кстати, предусмотрен годовой переходный период. Еще и потому, что некоторые из механизмов в его реализации, о которых вы говорите, должны отрабатываться на уровне нормативных актов как Правительства России, так и правительств субъектов Федерации.
- Выходит, живем пока по старому закону, но готовимся перейти к новому?
- Задача формулируется именно так. И самое главное в этой подготовительной работе, повторяю, следующее. Проводя структурную перестройку экономики, выделяя бесперспективные предприятия, подлежащие ликвидации, республике уже заранее необходимо просчитывать, во сколько это все обойдется. И не только просчитывать, но и думать, откуда эти средства взять.
Вопросы задавала Людмила АНДРЕЕВА, 28, стр. 2, Северная Осетия
12/02/2003
|