Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ - СЛОЖНАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ЗАДАЧА

В декабре прошлого года вступил в силу новый Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)". В нем особо говорится о роли арбитражных управляющих и новом подходе к их подготовке и назначению.

Директор Фонда "Центр экономических технологий", кандидат экономических наук Э.А. Шахкулов является арбитражным управляющим с 1999 года. Эдуард Артемович - специалист по проблемам санации предприятий (как судебной, так и внесудебной). Им успешно проведено множество процедур банкротства предприятий, включая и градообразующие.

Редакция газеты попросила Э.А. Шахкулова поделиться с читателями опытом работы и рассказать о процедуре внешнего управления на одном из крупных предприятий области, которую специалисты оценивают как успешную.

Проблемы банкротства и пути их решения актуальны для права любого общества, в котором законы о несостоятельности (банкротстве) являются одним из основных элементов правового обеспечения рыночных отношений.

Институт несостоятельности представляет собой обязательный атрибут рыночной экономики, несущий в себе оздоровительное начало, позволяющий осуществлять структурные преобразования и создающий условия для перераспределения капитала из нерентабельных производств в иные сферы экономики.

Первый закон о банкротстве был принят в России 19 декабря 1800 года и назывался "Уставом о банкротах". Институт банкротства в нашей стране был возрожден в 1992 году после принятия Верховным Советом Российской федерации закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Этот закон действовал с 1 марта 1993 года по 1 марта 1998-го. По концепции он в большей мере защищал интересы должников. Для возбуждения дел о банкротстве надо было доказать, что пассивы предприятия превышают его активы. Естественно, получить от должников реальный баланс предприятия было затруднительно, так что кредиторам в тот период можно было лишь посочувствовать.

Очередной закон, принятый в 1998 году, по общему мнению специалистов, явился прокредиторским, так как в основном защищал права кредиторов. Результаты его действия называют экономической и правовой катастрофой. Он просуществовал чуть более 4-х лет, и уже в декабре 2002 года вступил в действие новый закон, коренным образом отличающийся от предыдущих двух. Его отличительными особенностями являются смещение акцента в пользу защиты прав должника и регулирование деятельности арбитражных управляющих через саморегулируемую организацию. Закон позволяет максимально сбалансировать интересы всех участников процесса. Наравне с существующими введена процедура финансового оздоровления, которая дает собственникам предприятия шанс в условиях процедуры банкротства самим восстановить платежеспособность, финансовое оздоровление осуществляется под контролем административного управляющего, назначенного Арбитражным судом. При этом кредиторы утверждают план финансового оздоровления и график погашения задолженности, предложенный менеджментом должника. Статус участника дела предоставляет должнику широкие возможности по защите своих прав.

С экономической точки зрения законодательство о несостоятельности предусматривает комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.

В 2001г. Арбитражный суд назначил Э.А. Шахкулова внешним управляющим в ОАО "Митякинское" Тарасовского района. Предприятие является сельскохозяйственным, поэтому проводимая процедура имела свои особенности, связанные с сезонностью производства, природно-климатическими условиями и универсальностью таких основных фондов, как земля. Оздоровить сельскохозяйственное предприятие за короткий срок, отведенный законом, невозможно, поэтому при разработке антикризисной программы внешний управляющий указанным сроком не ограничился. Разработке программы антикризисного управления предшествовала диагностика предприятия, которая позволила:

- выявить причины кризиса;

- выявить слабые и сильные стороны предприятия;

- разбить бизнес в целом на бизнес-единицы. Это, в свою очередь, помогло определить уровень издержек по каждому подразделению и ввести критерии зависимости расходов от конечных результатов в натуральной форме.

Как антикризисная мера в краткосрочном периоде были определены мероприятия по снижению издержек по местам их возникновения. В целях активного воздействия на процесс формирования себестоимости и управления затратами периодически проводился их оперативный анализ. При составлении программы антикризисного управления учитывалось мнение специалистов предприятия-должника. Был изменен порядок выплаты вознаграждения работникам предприятия, введена дифференциация оплаты труда, которая напрямую зависела от конечных результатов.

Наравне с общепринятой методикой составления антикризисной программы учитывались и специфические особенности отрасли.

В стратегическом плане требовалось определить направление (бизнес), в котором должно развиваться предприятие с учетом платежеспособного спроса на производимую продукцию. Учитывая финансовое положение предприятия и его правовой статус, рассчитывать на кредитные ресурсы или какие-либо другие привлеченные средства не приходилось. Попытки привлечь инвесторов были безуспешными, так как их требования сводились к одному: переходу к конкурсному производству. В этом случае требования кредиторов могли бы быть удовлетворены всего лишь на 13-15%. Кредиторы приняли решение о введении процедуры внешнего управления. Предложенная внешним управляющим модель плана внешнего управления учитывала интересы всех кредиторов и была максимально сбалансированной, но возникали проблемы, связанные с финансированием проекта.

Помощь в этом вопросе оказала администрация района, частично прокредитовав этот проект. Необходимо отметить позитивную роль администрации: практически на всех собраниях и рабочих встречах с кредиторами присутствовали ее представители, способствуя тем самым повышению эффективности процедуры.

Несмотря на ограниченные ресурсы, пришлось отказаться от бартерных сделок, которые, как правило, являются кабальными. Все материальные ресурсы, необходимые для проведения сельскохозяйственных работ, включая и ГСМ, приобретались исключительно за деньги, что позволило значительно снизить себестоимость произведенной продукции.

Для повышения эффективности внешнего управления все имеющиеся материальные и денежные ресурсы были сконцентрированы в наиболее рентабельной на тот период бизнес-единице - растениеводстве. Были увеличены площади под посевами зерновых и масличных культур, приобретены и использованы удобрения и ядохимикаты.

Учитывая то обстоятельство, что должник не имел товарных обязательств, внешний управляющий воспользовался возможностью выгодно продать произведенную продукцию. На вырученные денежные средства предприятие смогло полностью рассчитаться по текущим обязательствам, с кредиторами 2-й очереди, провести посевы озимых культур, обеспечив задел будущего урожая, и накопить сумму, достаточную для удовлетворения половины требований конкурсных кредиторов. Таким образом, возникли предпосылки для подписания мирового соглашения на условиях рассрочки платежей, прекращения процедуры банкротства, а также реструктуризации фискальных обязательств. На очередном собрании кредиторов мировое соглашение было подписано.

В 2002 году (на этапе стабилизации) ОАО "Митякинское" полностью исполнило свои обязательства перед кредиторами и по обязательным платежам, включая текущие и реструктурированные, что в свою очередь дало возможность прекратить процедуру банкротства и провести реструктуризацию фискальных обязательств.

По итогам прошлого года на предприятии наблюдается положительная динамика: на 12,5% увеличилась валюта баланса и в 2,1 раза - прибыль. Все показатели свидетельствуют об устойчивости финансового положения и росте хозяйственной деятельности.

На очередном собрании акционеров принято решение о проведении дополнительной эмиссии акций с целью привлечения инвестиций, необходимых для развития предприятия, как и было предусмотрено завершающим этапом антикризисной программы.

Особо хочется отметить роль работников предприятия "Митякинское" и его руководителя - Вячеслава Ивановича Згоды. Их серьезное отношение к делу во многом определило положительный исход всего процесса. По инициативе предприятия с момента прекращения в его отношении процедуры банкротства с фондом "Центр экономических технологий" был заключен договор на оказание консультационных услуг, по условиям которого фонд как разработчик проекта сопровождал все его этапы. Настоящая модель антикризисного управления позволила:

- сохранить субъект экономики;

- реально восстановить платежеспособность должника и создать условия для его развития;

- сохранить права акционеров предприятия;

- рассчитаться по обязательствам со всеми кредиторами;

- сбалансировать интересы всех участников процесса и тем самым повысить его эффективность;

- эффективно использовать один из важных ресурсов - человеческий - путем совершенствования и стимулирования труда.

Устранение с рынка обанкротившегося предприятия - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, оздоровить предприятие, обеспечить успешную и устойчивую работу - задача значительно более сложная и важная.

***

фото: Токарь А.А. Артемов; Свиноферма в "Митякинском".


1-2, стр. 15, Экономика Дона
14/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации