Банкротство по-министерски
Три ключевых экономических ведомства осмелились открыто выступить против премьер-министра Михаила Касьянова
Их требование затрагивает основу основ «законного» перераспределения собственности в России – роль в процедурах банкротства Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам (МНС) выступили единым фронтом против превращения этой службы в сверхмощное ведомство.
Суть спора сводится к двум подходам к одной проблеме – кому представлять интересы государства в делах о банкротстве. Михаил Касьянов в этом вопросе для себя уже все решил. Как сообщил в понедельник департамент правительственной информации, недавно премьер подписал постановление «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве».
Этот документ отстраняет МНС от права представлять интересы государства, как кредитора, и передает эти полномочия ФСФО. Получив право голосовать пакетом «бюджетной кредиторки», она из довольно скромной и не особенно влиятельной службы разом переходит в разряд ключевых экономических ведомств. Ведь ФСФО по воле премьера автоматически получает обширные надзорные и контрольные функции, позволяющие влиять на перераспределение собственности.
Поэтому вполне понятно, что недовольные новым положением вещей не замедлили объявиться. Как стало известно сегодня из правительственных источников, вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин, министр экономического развития Герман Греф и министр по налогам и сборам Геннадий Букаев в письменном виде представили Касьянову свои «категорические возражения» против уже подписанного постановления.
Логика «подписантов» проста. Во-первых, к чему разрушать уже сложившуюся систему взыскания задолженности с банкротов. Ведь именно в руках налоговиков сосредоточен основной объем финансовых требований государства к банкротам. И если передать эту функцию от МНС к ФСФО, то, по мнению руководителей трех министерств, понизится «прозрачность принятия решений, создадутся предпосылки принятия субъективных решений, что приведет к криминализации и снижению эффективности процедур, что неблагоприятно повлияет на инвестиционный климат».
Во-вторых, заявляют Кудрин, Греф и Букаев, ФСФО просто не справится со свалившимся на него грузом работы. Сейчас во всех территориальных подразделениях этой службы работают чуть больше 1 тыс. человек, а ежегодно в суды поступает около 100 тыс. дел о банкротстве. И ФСФО будет не до «представления интересов государства». Максимум, что сможет делать служба – это анализировать информацию, поступающую к ней от налоговиков. А чтобы хоть как–то справится со своими обязанностями, штат ФСФО, по мнению авторов письма, придется увеличить в 15 раз.
«А существующая штатная численность МНС позволяет решить данные задачи без увеличения штата и без дополнительных расходов федерального бюджета. Вместо увеличения расходов на содержание нового ведомства финансовые ресурсы целесообразнее сконцентрировать на укреплении судебной системы, в том числе в части создания специализированных судебных коллегий по делам о банкротстве», отмечают руководители трех экономических министерств. Они также обращают внимание на то, что передача ряда сведений «из МНС в ФСФО может трактоваться как разглашение налоговой тайны и повлечь ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ». Возможная утечка информации вызовет негативную реакцию налогоплательщиков, которые и так неохотно выходят «из тени», пугают в Минфине, Минэкономразвития и МНС.
Резюмируя все аргументы, Кудрин, Греф и Букаев настаивают на том, чтобы сохранить за МНС функции представления интересов государства. Но как выяснилось уже сегодня, премьер Михаил Касьянов не был намерен даже обсуждать эту тему с «бунтовщиками». «Премьер-министр РФ Михаил Касьянов отказал руководству трех ключевых экономических министерств в обсуждении на заседании правительства вопроса об уполномоченном органе по банкротствам», сообщило во вторник агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источники в аппаратах ведомств Кудрина, Грефа и Букаева. «Данное постановление не учитывает мнения руководителей ключевых экономических ведомств и возможности какого-либо обсуждения на заседании кабинета. Предлагалось провести обсуждение этого вопроса (а речь идет фактически о создании нового ведомства под старым названием) на одном из заседаний правительства. Однако решение было принято без учета этой позиции», отмечает агентство.
То, что Касьянов не намерен вступать в прения с оппонентами подтверждается и словами, произнесенными сегодня Кудриным на заседании правительственной комиссии. Вице-премьер не иначе как сквозь зубы вымолвил, что ФСФО «становится новым, укрепляющимся органом, обладающим новыми функциями, будет получать все материалы от МНС, ГТК, Минфина по вопросами банкротства и полностью концентрировать их у себя». Для этого, по расчетам Кудрина, штат ФСФО должен составлять около 15 тыс. человек, причем служба уже попросила удвоить численность своих сотрудников. «Думаю, это только начало», сказал вице-премьер.
Однако после официального заседания Кудрин в беседе с журналистами отвел душу. «Назначение ФСФО уполномоченным органом по банкротству может осложнить работу комиссий по сокращению административных ограничений и по оптимизации бюджетных расходов», сказал вице-премьер. «Получается бой с гидрой – одну голову рубим, две других вырастают», - цитирует Кудрина ПРАЙМ-ТАСС.
Эксперты ведущих юридических компаний отказались комментировать возникшее противостояние в правительстве, ограничившись словами о том, что это не правовой спор, а политический конфликт. Некоторые аналитики высказали мнение, что тем, кто заинтересован в том или ином направлении банкротства, проще будет договориться с ФСФО, чем с налоговиками.
Александр Митин, директор компании РАУД, профессионально работающей на банкротном рынке, оценил принятое постановление положительно «просто потому что оно внесло хоть какую-то определенность в дальнейшее развитие российской системы банкротства». «Думаю, ФСФО получила статус вполне обосновано, поскольку имеет большой опыт в представлении интересов государства в делах о банкротстве», - заявил эксперт Агентству конфликтных ситуаций.
Для Минэкономразвития сегодняшний бунт – далеко не первый. На прошлой неделе Греф раскритиковал выбор Касьяновым Внешэкономбанка для управления пенсионными деньгами тех, кто не выберет управляющую компанию для работы с накопительной частью пенсий. А в понедельник это же министерство в проекте уточненной программы социально-экономического развития России на 2003-2005гг. запланировало выделение газотранспортной компании из «Газпрома». И это вопреки недавнему заявлению Президента Владимира Путина о недопустимости расчленения монополиста. Но критика в адрес премьера со стороны руководителей сразу трех главных экономических министерств – случай исключительный. После нее можно ожидать оргвыводов вплоть до кадровых перестановок в самом высшем эшелоне исполнительной власти.
ДЕНИС ПИНЧУК, АКС, Агентство Конфликтных Ситуаций - Проект ИА "Росбалт"
18/02/2003 19:14:00
|