НАЗЛО КУДРИНУ, ГРЕФУ И БУКАЕВУ
ФСФО будет жить
Премьер Михаил Касьянов уполномочил ФСФО - Федеральную службу по финансовому оздоровлению - представлять интересы государства в делах о банкротстве, несмотря на протест сразу трех влиятельных министров - Алексея Кудрина, Германа Грефа и Геннадия Букаева. Это означает, что ФСФО теперь не страшна никакая административная реформа: ведомство не только не расформируют, но даже могут увеличить его штатную численность в 15 раз.
Спор об уполномоченном государства в делах о банкротстве не праздный: более 70% задолженности несостоятельных предприятий - это долги перед бюджетом. Сейчас в процессах о банкротстве все требования государства к должнику представляет Федеральная служба по финансовому оздоровлению. Но, по закону о банкротстве, который Дума приняла осенью, правительство должно разделить эти обязанности между уполномоченным и регулирующим органами. Уполномоченный будет непосредственно представлять в делах о банкротстве интересы государства, а регулирующий орган - вырабатывать "правила игры" и контролировать деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Вопрос о назначении уполномоченного и регулирующего органов кабинет должен был рассмотреть на этой неделе. Но, узнав о том, что ФСФО подготовила проект решения правительства, где назначает уполномоченным сама себя, сразу три министра - финансов (Алексей Кудрин), экономического развития и торговли (Герман Греф) и налогов и сборов (Геннадий Букаев) - написали письмо премьеру Михаилу Касьянову с просьбой пересмотреть это решение. Однако в аппаратной борьбе победу одержало ведомство Татьяны Трефиловой: спустя всего два дня после получения письма, даже не дожидаясь заседания правительства, Касьянов подписал постановление N 100, где ФСФО получает все полномочия государства в делах о банкротстве. А регулирующим органом назначено Министерство юстиции.
Это решение сильно озадачило одного из авторов закона о банкротстве, главу думского комитета по собственности Виктора Плескачевского: "Мне казалось, что регулятором должна была остаться ФСФО, а представлять интересы государства в процессе должны были МНС, ГТК и другие ведомства, которые имеют право взыскивать средства с должника в пользу кредитора и участвовать в процессе. Лучше, чтобы государство как кредитора представляло не одно ведомство, а несколько", - заявил Газете депутат.
С ним согласны авторы письма Касьянову. Кудрин, Греф и Букаев считают, что одно ведомство не сможет обеспечить защиту государства как кредитора, "создаст предпосылки для принятия субъективных решений в процедурах банкротства и приведет к криминализации и снижению эффективности этих процедур". Проще говоря, министры намекают на возможные заказные банкротства. Кстати, такой же точки зрения придерживается РСПП, который тоже является ярым противником назначения ФСФО единственным государственным уполномоченным. "С новым законом государство получает право голосовать на всех собраниях кредиторов и, с учетом большого объема требований по обязательным платежам, во многих случаях решающим образом влиять на исход дел о несостоятельности. Соответственно возрастает и простор для злоупотреблений", - пояснил Газете старший менеджер компании KPMG, руководитель группы реструктуризации предприятий Александр Ерофеев.
Кроме того, министры утверждают, что назначение ФСФО приведет к увеличению времени и затрат государства на участие в процедуре банкротства. Ведь подавляющий объем требований государства составляют требования по обязательным платежам, поэтому ФСФО будет занято не делом, а "перевариванием" огромного потока информации от МНС. Для этого, по расчетам трех министров, штат ФСФО придется увеличить в 15 раз - до 16 тысяч человек.Министры предлагают сделать уполномоченным органом по платежам МНС, а все другие заинтересованные ведомства - его активными помощниками.
Это очень напоминает предложение депутатов-"яблочников", которые в конце января внесли в Думу поправки, вообще упраздняющие Федеральную службу по финансовому оздоровлению. По их мнению, это было бы хорошим началом задуманной правительством административной реформы. Депутаты предложили разделить обязанности ФСФО между другими госорганами: задолженность по обязательным платежам в бюджет должно взыскивать МНС, а по остальным денежным требованиям, возникшим в результате двусторонних сделок между должником и государством, - тот госорган, который выступал стороной в сделке.
Надзор за процедурой банкротства, по мнению авторов поправок, следует передать судам, а надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих - органу, ответственному за экономическую политику. В ответ на это глава ФСФО Татьяна Трефилова заявила, что расформировывать ее службу ни в коем случае нельзя, так как в этом случае защитить интересы государства будет некому. "В последние годы в России сложилась практика преднамеренных банкротств, когда предприятия, будучи должниками государства, выводят активы в дочерние структуры, оставляя только пассивы, уклоняясь таким образом от уплаты долгов государству". Так, судя по всему, думает и премьер. Подписав постановление о назначении ФСФО уполномоченным органом, он велел проинформировать авторов письма, что их аргументы неубедительны.
Фотограф: Михаил Климентьев/Газета
СВЕТЛАНА ИВАНОВА, 27, стр. 10, Газета
18/02/2003
|