Кудрин, Греф и Букаев взбунтовались против Касьянова
Премьер хочет единолично контролировать передел собственности
Новый закон о банкротстве был принят уже достаточно давно, но до последнего времени оставалось не ясно, кто будет представлять интересы государства и осуществлять контроль над процедурой банкротства. Исторически эти функции были закреплены за МНС, которое согласовывало свои действия с Минфином и Минэкономразвития. Предполагалось, что МНС так и останется представителем государства, однако в начале недели пресс-служба Михаила Касьянова объявила, что премьер подписал постановление, согласно которому эти функции передаются и закрепляются за Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).Таким образом, Касьянов лишил основные экономические министерства права контроля за дальнейшим переделом собственности, выведя в разряд ключевых экономических институтов новую фигуру.
Конечно, ни Кудрин, ни Греф и уж тем более ни Букаев порадоваться этой новости не могли. С чем и пошли к премьеру на очередное заседание правительства. Однако слушать их там никто не стал, а вопрос объявили решенным. Тогда руководители основных экономических структур России решились на открытый демарш и написали вчера совместное письмо Касьянову. Параллельно осветив его в ряде интервью. Такого масштабного противостояния в правительстве, пожалуй, еще не было.
Логика бунтарей проста: ФСФО – служба новая, опыта особого не имеющая, с малым штатом, а раз так – то и справиться ей с возложенной задачей не по плечу. Сейчас во всех территориальных подразделениях этой службы работает чуть больше 1 тыс. человек, а ежегодно в суды поступает около 100 тыс. дел о банкротстве. И ФСФО будет не до «представления интересов государства». Максимум, что сможет делать служба — это анализировать информацию, поступающую к ней от налоговиков. А чтобы хоть как-то справиться со своими обязанностями, штат ФСФО, по мнению авторов письма, придется увеличить в 15 раз. Существующая же штатная численность МНС позволяет решить данные задачи без привлечения новых сотрудников и без дополнительных расходов федерального бюджета. «Вместо увеличения расходов на содержание нового ведомства финансовые ресурсы целесообразнее сконцентрировать на укреплении судебной системы, в том числе, в части создания специализированных судебных коллегий по делам о банкротстве», — отмечают руководители трех экономических министерств. Не менее прозрачно они намекнули и на то, что МНС не очень-то спешит расставаться со всеми накопленными на сегодняшний момент материалами и передавать их ФСФО, ибо при передаче данных сложно исключить возможность их разглашения (sic!), что является нарушением законодательства и может вызвать озлобление различных бизнес-структур. Это уже является не просто проявлением несогласия – это открытый бунт.
Понять можно и Касьянова, и министров. Первому естественным образом хочется разграничь функции и ответственность между своими ведомствами так, чтобы осуществлять наиболее оптимальный контроль. Ведь именно под надзором МНС в свое время проводились наиболее скандальные процедуры банкротства, и понятно, что премьеру хочется после изменения законодательной базы сменить и базу чиновничью. Если все оставить по-старому: законы новые – люди те же, то новые законы начнут приносить старые результаты. Тем более, что ФСФО - служба намного более близкая самому Касьянову, чем все министерства, вместе взятые. А раз так, то отдавая ФСФО функции госпредставителя, Касьянов таким образом просто закрепляет их за собой. К тому же, к принятию такого решения должно было подтолкнуть Касьянова и давнее негласное противостояние с главами экономических министерств, в последнее время значительно обострившееся. Недавно Греф раскритиковал Касьянова за выбор «Внешэкономбанка» для обслуживания пенсионных денег. Настаивает Греф и на выделении газотранспортной компании из «Газпрома». Что противоречит и обещаниям самого Минэкономразвития, и недавнему заявлению Владимира Путина о недопустимости расчленения монополиста. Так что гром грянул не на безоблачном небе.
Однако нельзя не признать, что и министры наши отчасти правы. МНС достаточно хорошо оснащен и документами, и кадрами для того, чтобы выполнять функции госпредставителя с максимально возможной на сегодняшний день эффективностью. Чего не скажешь о ФСФО. Бюрократическая машина – аппарат тонкий, и ломать его нужно с умом и осторожностью. Не удивительно, что пошедший напролом Касьянов столкнулся с яростным сопротивлением.
И это было неизбежно. Помимо всех высказанных резонов есть еще один, достаточный сам по себе. Чтобы сосредоточить в своих руках огромную власть, тем паче в столь щекотливом вопросе, как передел собственности, надо обладать безупречной репутацией и высочайшим моральным авторитетом. Иначе приходится делить ответственность по кругу - даже в ущерб интересам дела. Это как раз тот случай, когда чисто технический премьер с удивлением обнаруживает, что руководство правительством далеко не всегда сводится к чистой технике.
Тихон Борисов, GlobalRus.ru - Информационно-аналитический портал "Гражданского клуба"
19/02/2003
|