НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ В ДЕЙСТВИИ
Необходимо в значительной мере изменить общественное мнение, мнение определенных структур, должностных лиц и показать, что банкротство - это один из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений каждой цивилизованной страны.
Так считает руководитель представительства Российской Гильдии профессиональных арбитражных управляющих в Чувашской Республике, директор некоммерческого партнерства "Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" Владимир Дмитренко. Сегодня он наш собеседник.
- Владимир Евгеньевич, известно, что принят новый закон о банкротстве, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Да, действительно, 3 декабря 2002 года вступил в силу новый третий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". А уже в конце января 2003 года в Нижнем Новгороде прошел межрегиональный научно-практический семинар арбитражных управляющих Приволжского федерального округа, на котором обсуждалась практика применения нового закона и работа саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
- Каковы изменеия, что нового появилось в законе о банкротстве?
- Как и прежний закон, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), но по новым критериям. Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при условии, что требования к должнику - юридическому лицу составляют в совокупности не менее ста тысяч рублей и обязательства не исполнены в течение 3-х месяцев.
Появилась статья, регулирующая порядок признания банкротами физических лиц. В отношении гражданина-должника можно возбудить дело о банкротстве, если обязательства должника составляют не менее десяти тысяч рублей и не исполнены им в течение трех месяцев, и если эта сумма превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Законом определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, предусматривается обязательное подтверждение требований кредиторов судом.- Кто сегодня может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом ?
- Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника имеют уполномоченный орган и конкурсные кредиторы, т.е. юридические и физические лица, обладающие вышеуказанными требованиями. Такое право имеет и сам должник, так как ст. 9 Закона обязывает должника подать заявление на себя в арбитражный суд в случае предвидения банкротства или уже при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения денежных обязательств. В противном случае руководитель, члены органов управления должника могут быть привлечены к уголовной ответственности.
- В новом законе говорится об уполномоченном органе. Что он подразумевает?
- Уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей. 2 декабря 2002 года Председатель Правительства Михаил Касьянов подписал Постановление, согласно которому функции уполномоченного органа на три месяца возложены на Федеральную службу по финансовому оздоровлению (ФСФО) и банкротству. С 3 марта 2003 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ уполномоченным органом будет являться ФСФО России, а регулирующим органом - Министерство юстиции РФ. В нашей республике до марта 2003 года эти функции регулирующего и уполномоченного органа исполняет территориальный орган ФСФО России в ЧР, который осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций.
- Какая роль отводится государству по новому закону?
- Ранее государство как кредитор теряло свои полномочия после первого собрания кредиторов. Это было самым большим недостатком закона 1998 года. Новый закон предусматривает участие государства на всех стадиях дела о банкротстве. Одновременно государство лишается первоочередного права получения долга. Новый закон предусматривает всего три очереди. В третью очередь объединены требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества, обязательные платежи и требования иных кредиторов. Важным моментом является то, что государство теперь участвует и в мировом соглашении в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.
- Почему говорят, что старый закон был "прокредиторский", а нынешний - "продолжниковский"?
. - Как и раньше, должник участвует в деле о банкротстве. Теперь в арбитражном процессе и в собрании кредиторов участвуют кроме представителя работников должника представитель собственника имущества, представители учредителей (участников) должника. При продаже предприятия или имущества должника стоимостью более ста тысяч рублей минимальную цену продажи определяют органы управления должника.
Но главное в том, что предусмотрена совершенно новая процедура банкротства - финансовое оздоровление на срок не более двух лет. При введении этой процедуры руководитель, органы управления должника не отстраняются, их деятельность лишь ограничивается законом и административным управляющим.
- Как выглядят в новом законе арбитражные управляющие?
- Существенно изменены статус арбитражных управляющих, требования к ним, их обязанности и ответственность. Теперь арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющий судимости в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, он должен иметь высшее образование, стаж руководящей работы не менее двух лет, пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, обучиться и сдать экзамены по программе подготовки арбитражных управляющих.
Арбитражные управляющие не могут быть утверждены в качестве временных, административных, внешних и конкурсных управляющих, если:
- являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
- в отношении них введена процедура банкротства;
- при ненадлежащем исполнении своих обязанностей они нанесли убытки и эти убытки не возмещены;
- имеют ограничения занимать руководящие должности.
Важным изменением в деятельности арбитражных управляющих является введение страховой финансовой ответственности арбитражных управляющих перед лицами, участвующими в деле о банкротстве. Минимальная сумма финансового обеспечения по договору страхования не может быть менее чем три миллиона рублей в год.
- Согласно закону все арбитражные управляющие должны быть объединены в одну из саморегулируемых организаций (СРО). Что это за организации?
- Некоммерческое партнерство (НП) получает статус саморегулируемой организации, если оно объединяет не менее ста действующих арбитражных управляющих, имеющих за плечами в совокупности не менее ста процедур банкротства. Важным условием является наличие компенсационного фонда в сумме 5 млн. рублей, который формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее пятидесяти тысяч рублей от каждого. Для поддержания текущей деятельности члены организации платят ежемесячные взносы, кроме того, имеются вступительные взносы. Поэтому для вступления в СРО арбитражный управляющий сегодня должен внести как минимум 75 тыс. рублей.
- В чем заключаются основные задачи СЮ?
- Они обеспечивают соблюдение своими членами законодательства, правил профессиональной деятельности управляющих, защищают их права и законные интересы, контролируют деятельность и отвечают за нее своим компенсационным фондом, содействуют повышению уровня профессиональной подготовки своих членов, обеспечивают информационную открытость процедур банкротства.
Важнейшим вопросом в работе СРО является отбор кандидатур из своих членов и представление их арбитражному суду для утверждения в деле о банкротстве.
- Расскажите, пожалуйста, как работают саморегулируемые организации в Чувашской Республике?
- Под N 1 зарегистрирована Приволжская СРО, в которую вступили 13 арбитражных управляющих нашей республики. В Чувашии создан филиал со всеми правами и обязанностями согласно закону. Сегодня уже действует система контроля за деятельностью арбитражных управляющих, являющихся членами филиала, разработано положение о представлении арбитражному суду кандидатур управляющих для проведения процедур банкротства. К сожалению, за два месяца ни разу уполномоченный орган в своих заявлениях не указал наше единственное в республике СРО. И поэтому выдвижений, назначений через СРО пока не было. Хотя за этот период арбитражные управляющие - члены СРО - через временно существующий регулирующий и уполномоченный орган назначались и, как правило, на наиболее крупные предприятия. Во всех других регионах филиалы Приволжского СРО при назначении арбитражных управляющих используются, а в Ульяновской и ряде других областей, как правило, сначала обращаются в СРО и, если организация не представляет кандидатуры, уже потом регулирующий орган представляет кандидатов и арбитражных управляющих, не являющихся членами СРО.
Одновременно было создано НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в Приволжском Федеральном округе" с аналогичным филиалом в Чувашской Республике. В настоящее время идет регистрация ее статуса.
- По новому закону для назначения арбитражного управляющего представляют три кандидатуры. Как это положение выдерживается? Кто эти кандидатуры представляет, если не СЮ?
- До 2 декабря 2003 года идет переходный период. Арбитражные управляющие, не вступившие в СРО, контролируются и представляются суду регулирующим органом. Суд, как правило, утверждает арбитражного управляющего, стоящего в списке под N 1, если эта кандидатура не была отклонена должником или кредиторами.
- Вы как руководитель филиала Приволжской саморегулируемой организаци участвовали в межрегиональном научно-практическом семинаре арбитражных управляющих. Каковы Ваши впечатления?
- В работе семинара приняли участие заместитель полномочного представителя президента России в ПФО С. А. Обозов, руководитель МТО ФСФО России в ПФО В. В. Островский, его заместители И. Ф. Ляпин и Г. С. Спирчагов, предсытавители Высшего Арбитражного суда РФ, министерства юстиции РФ по ПФО, управляющий Федеральной службы налоговой полиции.
Наша делегация из 18 человек была самой представительной.
Запомнилось выступление С. А. Обозова, который ранее был арбитражным управляющим. По его мнению, в переходный период требуется координация экономических и силовых методов. В настоящее время пока необходимо пристальное внимание силовиков, а когда в дальнейшем все наладится - как считает Сергей Александрович, - окрепнут саморегулируемые организации, закончатся дискуссии о том, какой быть ФСФО, - то усиленное внимание со стороны силовых структур уже не понадобится.
В своем выступлении руководитель МТО ФСФО в ПФО В. В. Островский большое внимание уделил арбитражным управляющим. Он отметил, что самостоятельности сейчас они имеют больше, чем прежде, но, соответственно, возрос и уровень ответственности. Бремя и того и другого в одиночку им нести недолго: до конца года они должны определиться, в какой саморегулируемой организации должны состоять. По существующей негласной табели о рангах регистрация Приволжской СРО под N1-это определенный показатель репутации.
- Что можно сказать в целом о новом законе?Как его оценивают в Высшем Арбитражном суде?
- Изюминкой семинара стало выступление старшего консультанта Управления совершенствования законодательства Высшего Арбитражного суда РФ О. А. НИКИТИНОЙ. Ольга Александровна входит в состав группы, занимающейся разработкой комментария к закону.
Кроме досконального, тщательного, постатейного изучения закона, особенно тех статей, по которым в настоящее время идут споры, на семинаре были показаны слабые стороны ряда положений нового закона. Сложилось мнение, что отдельные положения статей закона "сырые", спорные, неточные. Нормы закона о банкротстве противоречат иным федеральным законам, таким, как Гражданский кодекс, Налоговый кодекс и другим. По такому закону арбитражным управляющим будет сложно работать. Но, поскольку жизнь не стоит на месте, и движение вперед тоже один из основных ее законов, думаю, все образуется, - этому будет способствовать правоприменительная практика, наработанная Арбитражным судом совместно с арбитражными управляющими.
Беседовала Фаина БАДАЕВА., 7, Бизнес - среда
20/02/2003
|