Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ?

ОБ ЭТОМ МЫ УЗНАЕМ, КОГДА ЗАРАБОТАЕТ НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ

С декабря 2002 года вступил в силу новый закон о несостоятельности (банкротстве). Это уже третий вариант законодательного акта, по которому банкротятся предприятия. Его новая редакция должна была учесть недостатки, обнаружившиеся как в самом законе (втором), так и в практике его применения. Наверное, только ленивый не называл его инструментом для криминального и полукриминального передела собственности. Нет сомнения в том, что именно активное использование мошенниками закона о банкротстве в своих неблаговидных целях стало главной причиной, заставившей разработать новые правила проведения процедуры банкротства.

О том, насколько может измениться ситуация в этой сфере благодаря новому закону, мы беседуем с бывшим руководителем Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в Волгоградской области Алексеем ВАЛУЙСКИМ. Когда материал был подготовлен к печати, состоялась отставка Алексея Валуйского с его поста. Основанием для нее, по официальным данным, стали результаты проверки комиссии ФСФО, обнаружившей организационные недостатки в работе волгоградского подразделения. Мы решили все же опубликовать интервью с Валуйским, так как актуальность сказанного им остается в силе. Кроме того, читатели могут сами сделать из прочитанного выводы о возможных причинах отставки руководителя территориального ведомства по банкротству.

- Алексей Владимирович, что вас больше всего сегодня беспокоит?

- Несмотря на то что новый закон формально вступил в силу, ряд важных моментов по его применению остается пока неурегулированным. Лишь 20 февраля вышло в свет первое из ряда ожидаемых постановлений правительства, которое запускает механизм действия нового закона о банкротстве. Этим документом определены государственные органы, которые наделяются правами инициирования процедуры банкротства и осуществления контроля за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. До 3 марта действует временное постановление правительства, по которому функции как уполномоченного, так и контролирующего органа возлагаются на Федеральную службу финансового оздоровления (ФСФО). После 3 марта уполномоченным органом будет выступать ФСФО, а регулирующим (надзорным) - Минюст. Эти их права должны найти отражение в положениях о ФСФО и Минюсте. То есть необходимо принять еще два соответствующих постановления правительства.

Однако надо иметь в виду, что три ведомства - Минфин, Минэкономики и Министерство по налогам и сборам - сразу после выхода постановления правительства выразили официальное несогласие с таким разделением функций. Дело в том, что было два предложения по распределению обязанностей. Первое состояло в следующем: ФСФО предлагала взять на себя функции уполномоченного органа, а права надзора закрепить за Минюстом. Второй вариант- распределить функции уполномоченного органа между тремя ведомствами: Минфином, Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом. При этом должен быть создан коллегиальный орган, в который войдут представители трех ведомств. Осуществление же контроля предлагается возложить на Федеральную службу по финансовому оздоровлению и несостоятельности. Как видим, в итоге предпочтение было отдано первому варианту. Не берусь утверждать, что его противники не добьются принятия нового решения. Но на сегодняшний день оно таково.

Несмотря на то что принят документ, запускающий в действие механизм нового закона о банкротстве, сохраняется опасность того, что после 3 марта может возникнуть правовой вакуум. Дело в том, что должен выйти целый пакет других подзаконных актов, без которых весьма затруднительно работать по новому закону. Одним из них должен определяться порядок координации действий государственных органов. В частности, есть предложение о создании совещательного органа - коллегии или комиссии, в которую помимо сотрудников фискальных служб войдут представители субъекта Федерации и муниципальных образований. Они должны коллегиально решать, целесообразно ли вводить процедуру банкротства, и если вводить, то какую именно, кого предлагать на должность арбитражного управляющего. Было бы замечательно до 3 марта увидеть положение об образовании коллегии (комиссии).

Еще одно постановление правительства должно определить порядок подготовки арбитражных управляющих и сдачи ими теоретического экзамена на знание нового закона о банкротстве. Кроме того, произошли изменения в налогообложении, в правилах финансового анализа, что также требует освежить знания арбитражных управляющих. Их переобучение должно закончиться до 3 декабря 2003 года. Сдача экзамена будет подтверждаться соответствующим свидетельством, без которого нельзя быть назначенным на должность арбитражного управляющего.

Еще один ожидаемый нами документ должен представлять собой перечень стандартов деловой этики арбитражных управляющих.

Кроме всего перечисленного беспокоит еще одно обстоятельство. Еще в конце декабря должно было выйти постановление пленума Высшего арбитражного суда, разъясняющее порядок применения переходных положений нового закона. Без этого важного документа наблюдается серьезный разнобой в принятии решений разными судьями одного и того же арбитражного суда.

- А если конкретно говорить о предприятиях-банкротах, какие из них находятся в зоне особого внимания вашей службы?

- Авиакомпания "Волга", Камышинский ХБК, ВПЗ-15, завод "Сарепта", "Волгоградский подсолнечник".

- Новый закон вводит понятие "саморегулируемые организации арбитражных управляющих". Их создание уже началось?

- На сегодняшний день в Российской Федерации создано 12 таких организаций численностью от 100 до 180 человек. В Волгоградской области начали работать два филиала. Первый, в составе которого 15 человек, относится к ассоциации межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (г. Ростов-на-Дону). И второй - 23 человека - принадлежит к некоммерческому партнерству "Саморегулируемое объединение арбитражных управляющих "Авангард" (г. Москва). Если говорить о Южном федеральном округе, то недавно была зарегистрирована межрегиональная организация арбитражных управляющих в Ставрополе. Аналогичная структура создается в Краснодаре.

Саморегулируемые организации пока только начинают свою деятельность. Очень много неясного в том, как будет строиться их работа. Боюсь, что процесс их становления окажется достаточно болезненным. Ни для кого не секрет, что деятельность арбитражных управляющих является предпринимательской. Это значит, что между саморегулируемыми организациями возникнет конкуренция, которая способна приобрести крайние формы. Совершенно не исключена и внутренняя конкуренция между арбитражными управляющими в самих организациях.

- Из своей журналистской практики я сделала вывод о высокой степени независимости арбитражных управляющих. Редко среди них встречаются такие, кто без лишних уговоров соглашается предоставить интересующую СМИ открытую информацию.

- Я могу высказать свое личное мнение по этому поводу. Тот порядок лицензирования, который был прежде, позволял государственным органам достаточно четко контролировать арбитражных управляющих. Они были обязаны отчитываться перед Федеральной службой финансового оздоровления. Причем существовали стандартные формы отчета, которые делали деятельность арбитражных управляющих прозрачной. Мы знали, куда деваются деньги от совершенных продаж. У нас очень активно работала комиссия по надзору за деятельностью арбитражных управляющих. Некоторые из них были наказаны. Нельзя сказать, что они находились под тотальным контролем, но контроль был, и достаточно жесткий.

Но, когда деятельность арбитражных управляющих исключили из перечня требующих лицензирования, ситуация заметно изменилась. Возможно, отмена лицензирования была правильной, но тогда нужно было ввести какой-то иной механизм контроля. К примеру, жесткая административная ответственность. Вступление в силу с 1 июля 2002 года Административного кодекса вроде бы дало какие-то рычаги по воздействию на арбитражных управляющих, но они, на мой взгляд, не могут обеспечить эффективного надзора за их действиями. Теперь арбитражный суд определяет, правильно поступает управляющий или неправильно. И что из этого получается? К примеру, мы направили в суд административные протоколы на двух арбитражных управляющих. Суд подтвердил: нарушения были. Виновные понесли такое наказание: они получили предупреждение о недопустимости нарушений. В общем, погрозили им пальцем. При этом Административный кодекс позволяет накладывать на нарушителей штраф до 5 тысяч рублей. Не хочу рассуждать о том, прав или не прав был суд, я просто показываю, насколько данный механизм контроля неэффективен. А раньше меры наказания были вплоть до отстранения от должности арбитражного управляющего. Угроза этого, конечно, имела воздействие.

По Административному кодексу арбитражные управляющие должны в случае необходимости являться на заседания административной комиссии. Если они не являются, то кодексом предусматривается принудительный привод с помощью милиции. Представляете, какая канитель?

Теперь посмотрим, какой механизм контроля вводится новым законом о банкротстве. По сути, надзор за арбитражными управляющими возлагается на них самих. А точнее, саморегулируемая организация следит за действиями своих членов. Но проблема в том, что она сама зависит от финансовых результатов деятельности управляющих, которые вносят взносы. Я не хочу сказать, что это жесткая зависимость, но тем не менее она есть. Контроль за саморегулируемыми организациями должен теперь осуществлять Минюст. Но пока нет форм отчетности, которые по идее уже должны быть готовы. Мы еще не знаем, какой порядок будет введен для проверок саморегулируемых организаций. Неизвестно также, допустят ли проверяющих к счетам предприятий-банкротов. Совершенно недостаточно иметь допуск только к счетам саморегулируемых организаций.

- Вы сказали, что должен быть разработан перечень стандартов по деловой этике арбитражных управляющих. Уже известно хотя бы примерно, что в него войдет?

- Я видел много предложений, но не знаю, какие из них будут учтены при создании кодекса этики арбитражных управляющих.

- Старый закон ушел в историю...

- Он еще очень далек от того, чтобы уйти в историю. 800 процедур банкротства по присутствующим хозяйствующим субъектам будут вестись по старому закону. А отсутствующих у нас около 2 тысяч. Примерно такое же положение в Ростове-на-Дону и Ставрополе. Они лишь ненамного опережают нас по количеству банкротств. К тройке "лидеров" стремительно приближается Краснодар. Он может опередить Волгоград, потому что темпы роста количества банкротств у него выше, чем у нас. Так что старый закон будет применяться еще несколько лет. Мы недавно с удивлением обнаружили, что у нас есть хозяйствующие субъекты, которые банкротятся еще по закону 1992 года.

- Закончу свой предыдущий вопрос. Почему все-таки старый закон оказался прежде всего удобным инструментом для совершения махинаций? Вспомните, как ФСФО убеждала всех в том, что не надо бояться банкротств, так как речь прежде всего идет о финансовом оздоровлении предприятий. Оказалось, бояться надо, и еще как!

- Не стоит путать две вещи: закон и правоприменительную практику. Закон неплохой, но его часто нарушают, а еще приводят в соответствие с другими законодательными актами. Опять возвращаемся к отмене лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Между решением об этом и началом действия Административного кодекса прошло какое-то время, когда арбитражные управляющие оказались вне контроля. С 1 июля вступили в действие новые правила, но пока они заработают по-настоящему, тоже должно пройти время.

Изменение законодательства требует новых знаний от арбитражных судей. А если учесть тот вал дел по банкротству, то нарушения закона оказываются в какой-то степени запрограммированными. Приходится считаться с тем, что составы арбитражных судов обновляются, и это тоже влечет за собой судебные ошибки. Все вместе приводит к огромному числу обжалований судебных решений. Я вот сегодня полистал документы по банкротству авиакомпании "Волга". Это четыре тома. Я прикинул: только в одном этом деле больше 40 апелляций и кассаций. Можно представить, каково приходится судьям, которые порой просто не успевают вникнуть в суть доказательств и оценить их по достоинству. Это больше их беда, чем вина. Именно огромное количество дел становится причиной и недочетов в работе нашей службы. Ведь нам приходится не только отстаивать в судебных процессах и на собраниях интересы государства как кредитора предприятий-банкротов, но и, в частности, отслеживать мониторинг крупных предприятий области.По новому закону рамки мониторинга будут расширены за счет стратегических предприятий. Понятно, что нагрузка на наших специалистов возрастет. Плюс к названному мы продолжаем организовывать обучение арбитражных управляющих. Далее, готовим заключения по запросам судебных приставов на предмет того, приведет ли арест указанного имущества к остановке производства. Также осуществляем экспертизу проведенной оценки имущества. Делаем заключения для правоохранительных органов о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства. Это, кстати, весьма объемная работа. И все это должны успевать выполнять 13 человек. Для пущей убедительности назову еще две цифры документооборота: на январь 2001 года у нас было зарегистрировано 1225 входящих номеров, на январь 2003 года уже 2256. Штатная численность при этом осталась прежней.

- Напрашивается вывод о том, что применение нового закона не повлечет автоматически улучшения сегодняшней ситуации по проведению банкротств. Надо что-то серьезно менять и в деятельности арбитражных судов, и вашей службы тоже.

- По старому закону арбитражный управляющий и кредитор могли по договоренности друг с другом внести изменения по сумме требований. Теперь же каждая новая цифра по кредиторской задолженности должна утверждаться судом. С одной стороны, это очень хорошо, поскольку дает возможность пресечь возможные финансовые нарушения. А с другой, как вспомнишь про немереное количество кредиторов и про то, что дела по банкротству ведут 9-12 судей, хоть за голову хватайся. Поэтому никак нельзя сказать, что новый закон заработает и все сразу изменится в лучшую сторону. К сожалению, есть серьезные основания предполагать, что ошибки правоприменительной практики старого закона снова повторятся.

***

фото:


Галина ЛЕВЧЕНКО, 3, стр. 36-37, Деловые вести
01/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации