Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


УПРАВЛЯЮЩИЙ СО СТАТУСОМ

Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", принятый 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования - 2 ноября 2002 года, но пункт 3 статьи 23, в которой речь идет о регулирующем действии арбитражного управляющего органа, начал действовать сразу после опубликования закона, а параграф 6 главы 9 ("Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц") вступает в силу только с 1 января 2005 года. Нормы закона о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, начнут действовать со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Новый закон требует от арбитражных управляющих определенной перестройки. Как сделать ее наиболее оперативной и наименее болезненной?

Важно, чтобы процедуры банкротства не остановились, а для этого арбитражные управляющие должны быть готовы к работе в новых условиях. Суть их такова.

С момента вступления закона в силу в процедурах банкротства не могут участвовать арбитражные управляющие, не имеющие высшего образования. Очень важно положение о том, что все арбитражные управляющие должны быть объединены в саморегулируемые организации (далее - СРО). Но в переходный период (в течение года со дня вступления закона в силу) им не обязательно состоять в СРО.

Кандидатуры управляющих могут предлагаться суду регулирующим органом (уполномоченным на это правительством) или собранием кредиторов.

Причем регулирующий орган представляет кандидатуры временного управляющего в количестве трех человек. Кредитор-заявитель и должник вправе отклонить по одной кандидатуре, суд назначит из неотклоненных. Собрание кредиторов также может представить суду три кандидатуры арбитражного управляющего. В этом случае право мотивированного отвода имеют должник и регулирующий орган.

По завершении переходного периода ситуация изменится. Закон определяет, что кандидатуры арбитражных управляющих на все организации будут предлагаться только СРО, поэтому арбитражного управляющего сегодня волнует главный вопрос: его статус как члена СРО. Каковы гарантии того, что он будет востребован как профессионал, как практикующий специалист, а не окажется при выборе кандидатур последним в длинном списке себе подобных? Должны быть объективные, обоснованные критерии такого выбора, понятные каждому члену СРО. Ведь сегодня участники процесса о банкротстве имеют право выставлять к арбитражным управляющим дополнительные требования, кроме определенных законом как обязательные. К примеру, кредиторы пожелают, чтобы их арбитражный управляющий обязательно имел не просто высшее образование, а конкретно - юридическое, экономическое, образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, или чтобы у него был солидный опыт успешно проведенных процедур банкротства на предприятиях, или наличие определенного стажа работы на руководящих должностях в соответствующей отрасли экономики. При этом кредиторы не вправе выдвигать дополнительные требования, перечень требований закрытый, за исключением требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, назначаемого на стратегические предприятия. К таким управляющим правительство вправе выставить дополнительные требования. Вот почему сегодня так актуален вопрос о том, на каких принципах будут создаваться СРО.

Не секрет, что многие олигархи готовы создать при себе СРО, многие губернаторы также изъявляют такое желание. Неопределенность ситуации порождает неуверенность среди арбитражных управляющих, многие из них в растерянности. Некоторые пытаются объединить вокруг себя какую-то часть арбитражных управляющих с тем, чтобы создать СРО под себя и быть в ней лидером.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству России (ФСФО) будет одинаково приветствовать и поддерживать всех инициаторов создания СРО, деятельность которых будет соответствовать требованиям закона. Дальнейшая судьба этих организаций на рынке антикризисного управления зависит от спроса на их специалистов, от того, смогут ли они зарекомендовать себя в практической деятельности как профессионалы высокого класса.

Успех создаваемых СРО во многом будет зависеть от того, насколько объективным и приемлемым для арбитражных управляющих окажется принцип отбора их кандидатур.

Проводить работу по антикризисному управлению нельзя без знания основ нового законодательства. В связи с этим ФСФО для арбитражных управляющих подготовлена краткосрочная программа по изучению нового закона. В течение года им предстоит также сдать теоретический экзамен с тем, чтобы они могли продолжить свою работу. В переходный период не сдавать испытание могут только те, кто ранее имел лицензию и опыт работы, но по окончании переходного периода в течение года сдать экзамен нужно обязательно. Не сдавшие испытание будут исключены из государственного реестра арбитражных управляющих, который будет вести регулирующий орган. Предполагается, что те арбитражные управляющие, которые сдавали ранее теоретический экзамен по полной программе (448 учебных часов), будут сдавать только дополнительный экзамен по новому закону. Тем, кто не проходил такую подготовку, придется сдавать экзамен по полному курсу, в том числе и по новому закону.

Раньше у арбитражного управляющего не было обязательных правил, которые бы регулировали его деятельность. Теперь новый закон расписывает, как управляющий должен себя вести при проведении той или иной процедуры. Любое отклонение от установленных правил будет замечено надзорным органом - СРО.

Установленные законом правила должны строго соблюдаться. Незнание этих правил не освобождает арбитражного управляющего от ответственности за их нарушение и может не только испортить его карьеру, причинить вред процедуре банкротства, но иметь и другие серьезные негативные последствия.

Важное содержание несет в себе последняя статья закона. Если в судах рассматриваются дела о банкротстве по закону от 1992 года или по закону от 1998 года, то требования к кандидатуре арбитражного управляющего должны соответствовать новому закону применительно к условиям переходного периода. Это означает, что арбитражный управляющий должен иметь высшее образование, опыт работы в прошлом в качестве лицензированного специалиста на предприятии с активами. Однако есть единичные случаи, когда арбитражные управляющие, назначенные на процедуру банкротства очень давно, не имели лицензии, а только сдавали общий экзамен по подготовке. Думаю, что такие управляющие должны быть заменены. Хотя в конечном счете только суд решает эти вопросы.

Если процедура банкротства переходит в следующую стадию, то арбитражный управляющий должен проводить ее уже в соответствии с требованиями нового закона и кандидатура арбитражного управляющего на следующую процедуру должна утверждаться в соответствии с новым законом.

Закон также предусматривает ответственность за необоснованное признание требований кредиторов. Раньше на стадии наблюдения арбитражный управляющий мог признать требования кредиторов, а мог и не признать. Все решалось в судах, которые длились бесконечно. Нередко арбитражный управляющий признавал требования вымышленного кредитора, у которого якобы был подавляющий пакет голосов. Но фактически такого кредитора не было. Были только подложные документы - дело рук либо арбитражного управляющего, либо директора предприятия-должника. По новому закону требования кредиторов должны быть подтверждены только решением суда. Те, кто нарушит закон, будут привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.

Следует отметить, что президентом в закон были предложены существенные поправки, прежде всего поправки, ограничивающие возможность вывода активов предприятия при проведении процедуры банкротства. Раньше собственник, имея возможность уплатить долги, не мог рассчитаться с кредиторами: ему просто не давали этого сделать. Теперь ситуация изменилась. Собственнику предоставлена возможность на любой стадии банкротства погасить задолженность, если она возникла случайно, и достойно выйти из процедуры банкротства. В соответствии с поправками президента снижен порог формирования компенсационного фонда для СРО. Если в варианте депутатов Госдумы арбитражному управляющему предлагалось внести в компенсационный фонд 300 тыс. руб., то президент ограничил эту сумму 50 тыс. руб. на каждого члена.

Часто спрашивают, как изменится статистика дел по банкротству с введением в действие нового закона? Думается, произойдет снижение числа возбуждаемых дел по банкротству. Во-первых, потому, что усложнилась сама процедура возбуждения дел. Кредитор может попытаться востребовать свои долги через исполнительное производство. А до этого нужно еще в суде доказать наличие такого долга. Начало возбуждения процедур, таким образом, затягивается, что будет означать, на мой взгляд, спад их общего количества. Во-вторых, этот спад обусловлен еще и тем, что теперь не скоро возобновятся процедуры по отсутствующим должникам. Новым законом предусмотрено, что процедура банкротства по отсутствующим должникам осуществляется при наличии финансирования в порядке, утвержденном правительством. Но в бюджете пока нет свободных денег на эти процедуры, хотя их проведение необходимо для государства. Но это, скажем так, не самая первоочередная задача. Поэтому, если в суд поступает заявление о возбуждении процедуры банкротства по отсутствующему должнику, заявитель сам должен обеспечить зарплату арбитражному управляющему, оплатить опубликование объявления, понести другие расходы. В противном случае дело о банкротстве возбуждаться не будет.

И последнее, что касается подготовки арбитражных управляющих в условиях вступления в силу нового закона. Здесь существенных изменений не произойдет. Функцию подготовки арбитражных управляющих государство разделит с обучающими организациями. На равных началах будет формироваться комиссия по приему и сдаче экзаменов. Программу обучения по-прежнему будет утверждать государственный орган, являющийся регулирующим органом.


Наталья КОЦЮБА, первый заместитель руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлени, 3, стр. 18-22 Бюллетень Трудовые отнош, Социальная защита
10/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации