ТАТАРСТАНУ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД НЕ ПОНАДОБИЛСЯ
Более двух недель некоторые республиканские средства массовой информации будоражили общественность крутой аналитикой по поводу "спора" о претендентах на кресло руководителя территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению в Татарстане.
Наша газета держала паузу, полагая, что обычные кадровые изменения, происходящие в рамках нового закона о банкротстве, менее важны для экономики и интересны для читателя, чем существо самого финансового оздоровления предприятий.
Сегодня мы публикуем материалы о том, чем в действительности живет и чем занимается Комитет РТ по антикризисному управлению и территориальный орган ФСФО РФ в РТ.
3 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) в новой редакции. В определенной степени он революционен. Понятно, что в тех регионах, где не была создана система финансового оздоровления организаций-должников через применение процедур банкротства, переход будет достаточно болезненным.
Переходные положения нового закона будут действовать до 3 декабря 2003 года. Но в Республике Татарстан он был завершен практически через два месяца и без каких-либо резких поворотов, сдвигов и так далее.
Во многом эти ускоренные темпы были определены тем, что большая часть нововведений закона совпадает с той политикой формирования системы финансового оздоровления организаций-должников, которую руководство нашей республики проводило начиная с 1999 года. Достаточно отметить, что целый ряд принципиальных положений нормативных документов, принятых в Татарстане, закреплены ныне в федеральном законе. И сейчас уже нет необходимости восполнять пробелы федерального законодательства путем постановлений Кабинета министров РТ.
В декабре 2002 года получило соответствующее свидетельство и включено в реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих Республики Татарстан". Таким образом, можно говорить о том, что на территории РТ выполнено требование нового федерального закона о переходе всех тех полномочий, которые раньше имело государство, к саморегулируемым организациям. Можно напомнить, что региональная Гильдия арбитражных управляющих РТ была создана в 1999 году.
Своего рода "ноу-хау" системы финансового оздоровления организаций-должников РТ является реструктуризация в ходе процедур банкротства, то есть создание на базе старого предприятия нового, куда переходит вся ликвидная часть активов. В новом федеральном законе эта процедура четко прописана, называется она "замещением активов".
В свое время много копий было сломано вокруг реализации имущества предприятий-банкротов. Постановлением Кабмина РТ было введено положение об обязательной профессиональной оценке имущества и реализации его только на открытых торгах. Сегодня и эта норма прописана в федеральном законе.
Полностью соответствует духу и букве нового закона снижение роли государства в вопросах инициирования процедур несостоятельности. Ненормальна практика, когда 95 - 97 процентов процедур инициируется государством, как это было в прошлые годы. Но тогда не было другого способа приучить всех к цивилизованному использованию инструмента банкротства в целях финансового оздоровления экономики. Однако еще в мае 2001 года на прошедшей в Казани Всероссийской научно-практической конференции правительством республики были четко определены этапы либерализации рынка антикризисного управления. Если в 2001 году более 90% всех процедур в республике было инициировано государством, то в 2002 году - только 60%, а 40% - коммерческими кредиторами. Кроме того, во всем мире добросовестный должник рассматривает процедуру банкротства как способ решения его текущих проблем, из которых он просто не видит выхода. В 2002 году в республике появились и такие примеры.
В июле 2002 года вступил в силу новый кодекс РФ об административных правонарушениях, который содержит целый ряд статей, предусматривающих административную ответственность в сфере несостоятельности и банкротства. Руководитель организации-должника, который намеренно вводит в заблуждение кредиторов, не объявляя себя банкротом, решением суда может быть лишен права занимать руководящие должности, причем не только в государственных организациях, но и в частных структурах, в течение трех лет. Можно напомнить, что три года назад подобная норма, только в гораздо более мягком изложении, было принята постановлением Кабинета министров РТ.
В августе 2001 года в Республике Татарстан создан Экспертно-координационный совет по предупреждению преднамеренного банкротства. А в начале 2003 года на совещании в Нижнем Новгороде, в котором приняли участие Полномочный представитель Президента РФ по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко и руководитель ФСФО России Татьяна Трефилова, было принято решение о создании Координационного совета по вопросам пресечения преступлений по преднамеренным банкротствам, действующего уже в масштабах федерального округа.
29 ноября 2002 года подписан Указ Президента РТ, в соответствии с которым Комитет РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению преобразован в Комитет РТ по антикризисному управлению. Таким образом четко разграничены полномочия между комитетом и территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, что исключает дублирование их функций. Ранее комитет и территориальный орган фактически были единой структурой, что с вступлением в силу нового федерального закона стало невозможным, поскольку он требует разграничения полномочий между регулирующим и уполномоченным органами. Причем преобразование комитета - не просто смена вывески, а существенное изменение функций и задач, которые ставит перед ним руководство республики и которые далеко выходят за прежние рамки. Вопросы банкротства (в пределах полномочий субъекта Федерации) стали лишь одним из направлений Комитета РТ по антикризисному управлению, главное из которых - разработка эффективных антикризисных технологий.
Принцип опережающего решения проблем, выразившийся в успешной апробации основных новаций нового федерального закона на территории Татарстана, стройная система четкого взаимодействия всех организаций, так или иначе связанных с финансовым оздоровлением предприятий-должников, дали свои результаты.
Татарстан стал единственным регионом в России, где за последние четыре года последовательно, в полном масштабе реализованы основные положения постановления правительства РФ N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства", принятого 22 мая 1998 года.
География финансового оздоровления, охватывающая все основные города и районы республики, постоянно расширяется.
Предприятия, где проведена либо проводится реструктуризация в ходе процедур несостоятельности (замещение активов)
Азнакаево: ОАО "Азнакаевский нефтемаш"
Альметьевск: ОАО "Жилстрой", ЗАО "АЛСУ", ГУП ТПУ "Татнефтепромхим"
Арск: ОАО "Национальная обувь"
Бугульма: ОАО "Бугульминский мясокомбинат"
Елабуга: ОАО "Елабужский молочный комбинат"
Заинск: ОАО "Заинская кондитерская фабрика", ОАО "Заинский сахарный завод", ГУП "Заинский кирпичный завод"
Казань: ОАО "Такт", ОАО "КПОГАТ-6", ОАО "КПОГАТ-2", ОАО "Казанский льнокомбинат", ОАО "Казанская фабрика музыкальных инструментов", ОАО "ГАРО", ОАО "Валком", ОАО "Аракчинская фабрика меховых изделий Альбарс", ГУП КПО СВТ "Терминал", ГУП Казанский завод "Серп и молот", ГУП "Казанское многопрофильное предприятие", ГУП "Алмаз"
Лениногорск: ОАО "Лениногорский хлебозавод", ГУП "ТС УТТ", ГУП "Лениногорский агрегатно-механический завод", ГП "Лениногорский приборный завод"
Набережные Челны: ООО "Спецстрой" ОАО "Камгэсэнергострой", ОАО "Челныгорстрой", ГУП ЧМУ-2 "Татнефтехиммонтаж", ГП "ЧМУС-1"
Нижнекамск: ОАО ПАТП "Нижнекамскстройтранс", КУП "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", ГУП НМУ-2, ОАО "Железобетон", ОАО "Татэнергострой", ДООО "Энергожилстрой" ОАО "ТЭС", ДООО "Управление механизации строительства" ОАО "ТЭС", ДООО "Спецстрой ОАО "ТЭС", ДООО "Нижнекамскдорстрой" ОАО "ТЭС", ДООО "Кирпичный завод" ОАО "ТЭС", ДООО "ЗКПД" ОАО "ТЭС", ДООО "Домостроительное объединение" ОАО "ТЭС", ДООО "Деревообрабатывающий комбинат" ОАО "ТЭС", ГУП "Нижнекамский механический завод", ООО "ЭВМ-Сервис"
Нурлат: ОАО "Нурлатский сахарный завод"
Уруссу: ОАО "Уруссинский опытный химический завод"
Чистополь: УКП "Транспортник", ДГУП "Чистопольский кирпичный завод", ГУП "Чистопольская мебельная фабрика", ГУП "Чистопольский завод железобетонных изделий"
Роберт ХАЙРУЛЛИН, первый заместитель председателя Комитета РТ по антикризисному управлению, 50, Время и деньги
20/03/2003
|