Чиновники хоронят идеи КоАПа
Нарушители могут спать спокойно
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), вступивший в действие 1 июля 2002, в числе административных наказаний вводит понятие "дисквалификация". Данное наказание может быть применено за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство; за неправомерные действия при банкротстве; за совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы полномочий руководителя; нарушения государственной регистрации. Достаточно жесткое наказание, предусмотренное КоАПом, могло бы стать действенным средством оздоровления нынешней управленческой культуры. Но благие намерения законодателей в очередной раз разбились о нерасторопность исполнительной власти.
Любой закон работает только при наличии отлаженного механизма его исполнения. Чтобы дисквалификация из статьи КоАПа превратилась в реальную угрозу для нерадивых руководителей, необходимо четко прописать механизм отслеживания нарушений и подготовки материалов для суда, а в дальнейшем и контролировать исполнение его решений. Федеральным законом N 196 от 30 декабря 2001 года эти функции делегированы ФСФО - федеральной службе финансового оздоровления.
27 июня прошлого года руководитель ФСФО Татьяна Трефилова издает приказ N 279, в котором и описывается механизм "эффективной реализации прав, предоставленных КоАПом ФСФО". Приказ выполнен в лучших традициях советской бюрократии: в нем определен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и со всей жесткостью централизма указано, что руководители межтерриториальных и территориальных органов ФСФО могут рассматривать материалы по правонарушениям только по поручению ФСФО России. Остается открытым вопрос: а как ФСФО России с относительно небольшой численностью аппарата будет узнавать о происходящих в многомиллионной стране административных правонарушениях?
Приказом N 279 отражена обязанность руководителей межтерриториальных и территориальных органов направлять в ФСФО России копию протоколов об административных правонарушениях, но не возложена обязанность информировать ФСФО России о самих правонарушениях. Если вспомнить, что в России защита обиженных - дело рук самих обиженных, то и здесь попадаем в информационный тупик, поскольку непонятно, как узнают те, чьи права нарушаются, о самой возможности обратиться в ФСФО России? И как само ФСФО должно будет реагировать на информацию граждан об административных правонарушениях?
Предположим, что с информированием ФСФО о случаях административных нарушений вопрос как-нибудь стихийно решится, тот же "Лидер" донесет информацию до минимум пяти тысяч читателей, другие российские СМИ рано или поздно тоже затронут эту тему. Но вот как отслеживать исполнение решений о дисквалификации - руководитель, частный предприниматель, арбитражный управляющий, подвергнутые дисквалификации, не должны занимать руководящие должности от шести месяцев до трех лет? Законодательством предполагалось ведение единого реестра дисквалифицированных лиц, обязанность ведения реестра также возлагалась на ФСФО. Но приказ ФСФО, предопределяющий порядок ведения такого реестра, Минюст отказался регистрировать. И снова в механизме реализации КоАПа очередное белое пятно.
Толкование чиновниками КоАПа превращается в задачку из учебника по математике, прочитанную школьником-недоучкой: "В одну трубу непонятно что втекает, а из другой ничего не вытекает". Ситуация неясности, неопределенности всегда на руку тем, кто боится оказаться наказанным. Руководителям-нарушителям можно спать спокойно - действенного механизма реализации положений КоАПа о дисквалификации пока не создано.
СПРАВКА:
"Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим". КоАП, ст.3.11
Анна ГРЫМОВА
Лидер (online)
24/03/2003
|