Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


УЩЕРБНОЕ БАНКРОТСТВО

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) можно считать примером того, как не надо писать законы. С точки зрения юридической техники в нем допущено такое количество недостатков, что применять многие нормы на практике будет весьма затруднительно.

Удивительно, но львиная доля недоразумений, ухудшивших Закон о банкротстве даже по сравнению с первоначальной редакцией проекта, возникла в период спешной подготовки ко второму чтению.

Прощай, МРОТ

Например, странное новшество: все финансовые критерии, вводимые Законом, установлены в абсолютных величинах.

Первоначальная редакция законопроекта предусматривала, что для возбуждения дела о банкротстве размер требований к должнику - юридическому лицу должен составлять не менее тысячи МРОТ, а к должнику-гражданину - не менее ста. Впоследствии, однако, МРОТ пересчитали в рубли (исходя из ставки 100 руб.): в Законе появились соответственно 100 тыс. и 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 33). Размеры страхования ответственности арбитражных управляющих, взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации (далее - СРО) также определены в Законе о банкротстве точными суммами (ст. 20, 21).

Не по понятиям

Серьезные проблемы связаны с понятийным аппаратом. Основные понятия, используемые в Законе, определены в ст. 2 (по аналогии с Законом о банкротстве 1998 г.). Число понятий при этом заметно возросло -с 16 до 26. Увеличение связано отчасти с новеллами Закона (СРО, новая процедура банкротства - финансовое оздоровление), однако без излишеств и путаницы не обошлось. Например, наряду с понятием "конкурсные кредиторы" (присутствовавшем в Законе о банкротстве 1998 г.появилось понятие "кредиторы", а в определениях этих терминов безнадежно смешались гражданское, налоговое и трудовое право.

Или понятие "уполномоченные органы". Таковыми являются, в частности, "федеральные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам" (ст. 2 Закона). Это проблем не вызывает. В п. 3 ст. 6 Закона, однако, сказано: "Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные...". Комментарии излишни.

На этом фоне ряд важных понятий незаслуженно остался в стороне. В п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве возникает некий "регулирующий орган", наделяемый государством обширными полномочиями (вести единый госреестр СРО, проверять их деятельность и т. д.). При этом статус регулирующего органа остается неопределенным. В Законе о банкротстве 1998 г. подобная структура обозначалась как "государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению". В новом Законе это название изменили. Теперь непонятно, идет ли речь о федеральном органе, органе субъекта Федерации или даже местного самоуправления, тем более что заголовок ст. 29 говорит о компетенции властных органов всех трех уровней.

Заметный разлад возникает в понимании фиктивного и преднамеренного банкротства. В Законе о банкротстве 1998 г. (ст. 10) определены оба понятия и установлена гражданско-правовая ответственность. Преднамеренное или фиктивное банкротство может также являться административным правонарушением (ст. 14.12 КоАП) и преступлением (ст. 196, 197 УК РФ), однако состав преступления, например, конструируется иначе, нежели соответствующее гражданско-правовое понятие.

По нормам УК РФ преднамеренное или фиктивное банкротство означает непременно умышленное деяние, совершенное с определенной целью и причинившее крупный ущерб. Для наступления гражданско-правовой ответственности подобных квалифицирующих признаков не предусмотрено.

Что же получилось в новом Законе о банкротстве? Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства (в гражданско-правовом смысле) закреплены в п. 3 и 4 ст. 10, однако сами понятия при подготовке проекта ко второму чтению выпали, определения оказались сами по себе. Но дальше в тексте Закона термины "фиктивное и преднамеренное банкротство" встречаются неоднократно (п. 4 ст. 24, п. 3 ст. 50). Спрашивается, о понятиях гражданского, административного или уголовного права идет речь?

Следует отметить и определение досудебной санации (ст. 31 Закона о банкротстве, позаимствованная из ст. 27 прежнего Закона). Нормы о предупреждении банкротства носят в целом декларативный характер, однако противоречие с ГК РФ может возникнуть. Положение п. 1 ст. 31 говорит о предоставлении должнику (в т. ч. коммерческой организации) "финансовой помощи" для погашения долгов и восстановления платежеспособности.

Помощь вправе предоставить практически любое лицо, опять-таки включая юридическое. Пункт 2 ст. 31 устанавливает, что "предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником... обязательств". Но может и не сопровождаться. Выходит, под видом досудебной санации не исключается дарение, которое между коммерческими организациями прямо запрещено (ст. 575 ГК РФ).

Вся власть - СРО

В Законе о банкротстве толком не проработан процессуальный статус СРО. Положение абз. 2 п. 3 ст. 42 позволяет СРО "знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии". При этом СРО даже прямо не упомянута ни среди лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34), ни среди участников соответствующего арбитражного процесса (ст. 35).

Получается, однако, что такая "неприметная" некоммерческая организация обладает правами воистину прокурорского масштаба. Шутка ли: ст. 22 Закона дает СРО право подавать иски в интересах лиц, участвующих в деле о банкротстве, то есть должника, арбитражного управляющего, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов (в т. ч. федеральных органов исполнительной власти) и других лиц.

Причем даже согласия "подопечных" на подобную "защиту" Закон не требует, как будто все эти лица, вступая в дело о банкротстве, разом теряют дееспособность и нуждаются в законных представителях.

Данная норма, не имеющая механизма реализации, применяться скорее всего не будет, однако законотворческая нелепость (тоже, кстати, возникшая на этапе второго чтения) переходит все мыслимые границы.


О. Плешанова, магистр частного права, 12, стр. 28, Экономика и жизнь (партнер)
29/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации