УПРАВЛЯТЬ НАДО С УМОМ
В конце минувшего месяца в единый государственный реестр было внесено некоммерческое партнерство "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (НП "СМСОАУ").
Можно сказать, таким образом заработала у нас в крае одна из статей нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Он пришел на смену прежнему законодательному акту, существенным недостатком которого вполне справедливо считалась заниженная планка требований к арбитражным управляющим, от деятельности которых зависит судьба попавшего в долговую яму предприятия и десятков, а то и сотен его работников. О роли и значении саморегулируемой организации в делах о банкротстве я попросил рассказать наиболее опытных арбитражных управляющих, людей известных в крае.
- Круг задач нашей организации весьма обширен, определен и утвержден уставом, но ключевым моментом я бы назвал участие в процедуре назначения арбитражных управляющих,- пояснил руководитель Красноярского филиала НП "СМСОАУ" Николай Суртаев.- Если раньше назначение кризисного управляющего на финансово несостоятельное предприятие было несистемным, носило случайный характер, то теперь по закону в заявлении о банкротстве кредитор или должник обязаны указывать саморегулируемую организацию, специалиста которой они хотели бы видеть в роли арбитражного управляющего. И в определении арбитражного суда, рассматривающего данное заявление, обязательно будет фигурировать название саморегулируемой организации. Сама же организация представит суду из числа своих членов три кандидатуры арбитражных управляющих.
Как кредитор, так и должник имеют полное право отклонить по одной кандидатуре. Еще несколько месяцев в текущем году, если заявитель не указал в своем заявлении саморегулируемую организацию, арбитражным судам можно будет назначать арбитражных управляющих на основе государственного регулирующего органа. Однако это временная уступка, так как уже с 3 декабря 2003 года прежняя практика отойдет в прошлое, и арбитражные управляющие, не "приписанные" к соответствующей организации, не смогут по закону вести дела о банкротстве.
Организация получила законный статус недавно, но входящие в ее состав арбитражные управляющие уже имеют солидный опыт по выводу предприятий из кризиса. Один из них, Игорь Ноздрин, поясняет, что основной упор в деятельности придется делать на взаимодействие с краевыми органами власти, способствовать реализации программ финансового оздоровления экономики края, применяя для этой цели все рычаги, предоставленные новым законом о банкротстве. И то, что Красноярский филиал входит в структуру Сибирской саморегулируемой организации, большой плюс, так как имеется возможность более тесного взаимодействия с аппаратом полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе, Сибирским межрегиональным территориальным органом Федеральной службы финансового оздоровления, межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение".
Конечно, хорошо быть поближе к аппарату полпреда президента и другим чиновникам Сибирского федерального округа. Однако не грозит ли потерей самостоятельности Красноярскому филиалу вхождение в структуру Сибирской межрегиональной саморегулируемой организации?
Мои сомнения развеял третий участник разговора, один из организаторов НП "СМСОАУ" в Красноярском крае Андрей Аралов:
- Наш филиал будет обладать вполне достаточным уровнем самостоятельности. Ровно настолько, насколько это предусмотрено в новом законе о банкротстве. Основные оперативные функции по работе на территории края филиал будет осуществлять самостоятельно. Помимо представления кандидатур арбитражных управляющих в арбитражный суд мы будем производить мониторинг и контроль за их профессиональной деятельностью.
Кто читал закон, уже обратил внимание, что в отличие от предшествующего документа в нем прописаны два уровня ответственности арбитражного управляющего. Первый - страховка ответственности самого арбитражного управляющего. И второй - на тот особый случай, если страховой суммы не хватает и нанесен ущерб интересам участников дела о банкротстве. Тогда возмещение ущерба производится за счет компенсационного фонда саморегулируемой организации, в которую входит этот арбитражный управляющий. Понятно, что эти обстоятельства предусматривают более пристальный надзор и тщательный контроль за деятельностью каждого члена организации. Ошибки и некомпетентность обходятся здесь слишком дорого. Уже поэтому необходим присмотр вышестоящей организации. Но профессионализм и опыт наших арбитражных управляющих сомнения не вызывают, кроме того, у нас есть кадровый резерв.
- Нашей главной задачей,- подчеркнул в заключение разговора Николай Суртаев,- становится спасение предприятий для трудовых коллективов и бюджета края. И конечно, профилактика, то есть работа с теми предприятиями, которые еще только приблизились к черте банкротства, помощь им, пока дело еще не дошло до суда. Не секрет, что причиной полного краха пытающегося устоять на ногах завода или фирмы становится слишком позднее "лечение", приход кризисного управляющего тогда, когда уже уведены все активы и накоплены слишком большие долги. Такая практика должна уйти в прошлое. Геннадий МИРОНОВ.
Геннадий МИРОНОВ, Красноярский рабочий (online)
01/04/2003
|