ТО ФСФО РОССИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: БАНКРОТСТВО = ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ?
Состоялось очередное заседание коллегии территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Самарской области
Наша справка. Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Самарской области (ТО ФСФО) осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные и организационные функции Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении.
Основными задачами территориального органа являются проведение единой государственной политики по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, исполнение полномочий государственного органа, уполномоченного представлять интересы РФ по обязательным платежам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, а также разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроль соблюдения ими платежно-расчетной дисциплины.
Считая работу по предупреждению несостоятельности (банкротства) организаций приоритетным направлением своей деятельности, ТО ФСФО России в Самарской области акцентирует свое внимание на проведении экспертиз финансового состояния организаций, исполнении организациями платежно-расчетной дисциплины, реструктуризации задолженности организаций в бюджеты всех уровней.
Банкротство, как и частная собственность, для России понятие еще не до конца освоенное. Понятно, что такое жесткое мероприятие должно иметь не менее жесткое правовое регулирование. 3 декабря 2002 года начал действовать новый, третий по счету российский закон о банкротстве. На вопросы корреспондента "ВК" о том, как в новых условиях не стать банкротом, отвечает новый руководитель ТО ФСФО России в Самарской области Юрий ШЕВЦОВ.
- Юрий Михайлович, за последние годы ухо российского обывателя привыкло к беспределу, и даже безнадежное слово "банкрот" уже не пугает...
- Что ж, вы правы, пугаться не следует. Новый (третий) закон о банкротстве является более прогрессивным по отношению к предыдущему. Его не надо бояться. Предыдущий был менее совершенен, оставляя лазейки для злоупотреблений. Достаточно было небольшой суммы долга, чтобы обанкротить предприятие. Специально подсунут организации кредит на 50 тыс. руб., а у того нет финансов для расчета, - и все! Кредитор имел право обратиться в суд без участия должника и даже без его ведома. Ставился вопрос об открытии процедуры банкротства, а собственник порой и не знал. Решение фактически принималось без него, а он приходил уже к разбитому корыту
Новый закон, вступивший в силу с 3 декабря, сегодня предоставляет собственнику широкие права. И прежде всего - право на оздоровление предприятия.
Скажу больше: новый закон прямо нацеливает на то, чтобы мы в своей работе старались сохранить побольше предприятий. И только в том случае, если попытка оздоровить предприятие не удалась, - сменить собственника. Но непременно сохранить само предприятие, рабочие места, сохранить бизнес со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это основное, чем пропитан последний закон.
- Но если вы - орган по банкротству...
- ...И оздоровлению. Порой в населенном пункте два-три предприятия. - Если мы два уничтожим - представьте себе последствия для этого населенного пункта
Так что наша служба - контролирующая организация, но ни в коем случае не карающий меч. Мы не опричники и не мечтаем о том, как бы это нам в целях выбивания долгов для государства уничтожить то или иное предприятие, обанкротить и пустить по миру побольше предприятий. Мы в своей работе, прежде всего, нацелены на возрождение российской экономики, а это возможно лишь в случае здорового функционирования предприятий.
Мы - служба финансового оздоровления и банкротства предприятия, - в соответствии с последним законом и с постановлением Касьянова номер 100, которое вышло в феврале этого года, кстати, остались единственным в стране уполномоченным от государства органом. Если раньше таким органом могли быть, например, министерства по налогам и сборам и другие федеральные органы, то сейчас таким органом является только ФСФО РФ.
- Как же выглядит "оздоровление предприятий" с вашей точки зрения?
- Мы участвуем во всех стадиях банкротства (а их пять!) и везде. Главная задача - не довести предприятие до последних стадий, то есть полного закрытия. Необходимо на ранних стадиях проанализировать ситуацию, найти те предприятия, которым грозит банкротство. Потому так важна связь между нашей структурой и работниками МНС, других служб, всевозможных фондов, которые такими сведениями обладают.
- Каким образом вы получаете информацию?
- Сведения поступают к нам непосредственно из МНС, комитета по имуществу, управления по труду и зарплате, фондов медицинского страхования, администраций разных уровней - от субъекта федерации до органов местного самоуправления и т.д. Диапазон, как видите, очень широк.
- Но обрабатывать такое количество информации - большая работа, ведь предприятий тысячи и все разные! У вас, должно быть, большой штат?
- Наша структура делится на два отдела. Один занимается досудебными мероприятиями, другой - судебными процедурами.
- Каковы основные формы работы?
- Не могу сказать, что формы нашей работы отличаются большим разнообразием. Это сбор информации, вызов на заседание коллегии, контроль в течение 3-6 месяцев. Затем либо снимаем предприятие с контроля в связи с уплатой им всех долгов, либо передаем материалы в суд для оформления собственно процедуры банкротства. Все делается коллегиально, в присутствии руководителей.
За время моей работы (с 9.01.03 - ред.) провели уже три заседания коллегии. Приглашаются предприятия, задолжавшие в бюджеты разного уровня - федеральный, областные, местные: те, кто не уплатил единый социальный налог, внебюджетные налоги. Есть бланк учета по специальной форме.
- Что собой представляет коллегия?
- Это специальный орган, уполномоченный решать, не побоюсь громкого слова, судьбы предприятий области. Поэтому в ее состав входят достаточно серьезные и ответственные люди. Например, представители прокуратуры области, службы занятости населения и другие. На последнем заседании, например, были "рассмотрены" 12 предприятий.
- Сколько из них станут банкротами?
- Это решит суд. Мы лишь ставим вопрос. В данном случае нами будет поставлен вопрос в отношении трех предприятий. Они не работают, людей нет, имущества нет, одни долги.
- Какие именно это предприятия?
- Позвольте мне не отвечать на этот вопрос. Пока у предприятий есть возможность решить свои проблемы, незачем выставлять их на общественный суд.
А вот руководитель Нефтегорского ЖКХ сумел нас убедить в том, что его предприятие перспективно и, несмотря на долги, сумеет расплатиться с бюджетами всех уровней. Он рассказал о возможности замены некоторых агрегатов и приобретения новых, что даст возможность экономии по многим направлениям деятельности. Попросили отсрочку. Мы дали.
Такова роль коллегии. На ней, как правило, проводится профилактическая работа. Шумим, убеждаем, определяем срок. И очень довольны, что, как правило, в итоге все-таки происходит финансовое оздоровление, и данное предприятие начинает платить.
Но не всегда так бывает. На прошлой коллегии пришлось встретиться с таким фактом. Есть тольяттинское автотранспортное предприятие АТП-1. У них долгов 547 тыс. руб. Разного рода службы (и мы с МНС в т.ч.) возятся с ними с 1996 года. Проведена реструктуризация долгов, и предприятие исправно платит. Но некоторые долги зависли: подоходный в сумме 31 млн. руб. и социальный - 24 млн. руб. Как раз те виды налогов, по которым, кроме нас, служб, стоящих на защите интересов государства, некому поднять вопрос.
Любопытно происхождение этих долгов. АвтоВАЗ в свое время выдавал им зарплату автомобилями, которые АТП-1 реализовывало по дисконтным, то есть заниженным ценам. Зарплата же не была снижена, и разница постепенно выросла, с годами образовался долг. Но с этого предприятия никто по-хорошему не спросил. АТП-1 на АВТОВАЗе занимается перевозкой рабочих и поэтому является лидирующим. И пользуясь своим привилегированным положением, они просто третируют нас, угрожая в случае нашей настойчивости забастовкой.
Но эти 55 млн.руб. не пришли по назначению пенсионерам, учителям, детям. И мы сейчас обращаемся в МНС, чтобы они приняли в связи с налоговым кодексом соответствующие меры. В курсе и мэрия, и руководство АвтоВАЗа.- Каков, по-вашему, лучший способ вывода предприятия из кризиса?
- Это все-таки смена собственника. Закон подразумевает, что неэффективного собственника сменит эффективный и сможет обеспечить предприятию инвестиции, развитие, рабочие места. Люди останутся на месте, у них будет кусок хлеба.
Мы сегодня переживаем интересный момент. С 3 марта стали полномочным органом, о чем я уже говорил выше. В связи с этим на нас ложится серьезная ответственность по проведению мониторинга предприятий, выявлению неплательщиков. Необходимо пересмотреть схемы взаимодействия со всеми правовыми органами и субъекта федерации, и местного самоуправления, и с федеральными службами. В связи с этим ФСФО России сегодня направила в Правительство России просьбу о регламентировании нашей деятельности. Об этом сказал нам руководитель службы. Теперь в ближайшее время ждем специального постановления. Тогда наша деятельность станет более четкой.
Серьезно надеемся также на взаимодействие с правоохранительными органами в таком моменте, как подведение под банкротство. Не будем скрывать, что отдельные руководители предприятий, организаций, а также органов местного самоуправления серьезно хитрят. Из организации должника забираются здоровые активы, ликвидное имущество и оставляются рожки да ножки. На тех же станках или фермах параллельно создается производство, которое успешно работает. Это недопустимая вещь. Здесь большое поле деятельности для ОБЭП, налоговых органов, прокуратуры.... На повестке дня - разработка планов совместной работы.
В феврале на уровне Приволжского федерального округа проводилось специальное совещание, посвященное проблемам состоятельности предприятий. Участвовали все правоохранительные структуры. Мною подготовлено подобное совещание в Самарской области с участием всех заинтересованных ведомств. Дабы те, кто думает, что преднамеренное банкротство им сойдет с рук, знали, что все будет подвергнуто жесточайшему контролю на основании существующего законодательства.
Галина Ильясова, 60, Волжская Коммуна
04/04/2003
|