МИНУСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЛЮСОВ?
В конце прошлого года вступил в силу новый, уже третий по счету. Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Каково отношение к новому законодательному акту руководителей отечественных предприятий?
"Если говорить о банкротстве, как об экономическом инструменте, - высказывает свое мнение заместитель генерального директора по финансовым вопросам ОАО "Рязанский станкостроительный завод" Константин Амелин, - то это положительное явление для России. В то же время судя по результатам, которые мы все сегодня видим, банкротству можно присудить знак минус. Возможно, новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменит ситуацию к лучшему. Конкретно нашему предприятию сегодня банкротство не грозит, так как завод на настоящий момент не имеет задолженностей. В середине 90-х годов мы ходили в должниках (тогда по всей стране была тяжелая ситуация с неплатежами), но сменились акционеры, и к руководству пришла новая команда менеджеров, которая сумела все "разгрести".
Другого мнения придерживается заместитель генерального директора по финансовым вопросам ОАО "Московский завод "Компрессор" Александр Грачев: "Новый Закон о банкротстве, на мой взгляд, ничего хорошего отечественным производителям не принесет. По-прежнему будет лишь помогать разорять российские предприятия. Наш завод в настоящее время имеет большую задолженность перед бюджетом, и поэтому судебные приставы уже реквизировали автомобили, денежную наличность в кассе. На очереди - оборудование. Затем за бесценок будут продавать здания. Но мы видим ситуацию, при которой можно "вырулить", нам лишь надо дать время. Завод имел долги перед внебюджетными фондами, перед коммерческими организациями и сумел закрыть их. Но с государством почему-то мы не можем договориться, хотя именно в его интересах стабильная работа предприятия. Наверное, кто-то хочет довести нас до банкротства! "
Российские предприниматели, напуганные беспределом в сфере банкротства, стремятся сами себя обезопасить. Свои методы борьбы с любым видом банкротства (будь-то преднамеренное или заказное) применяют на Кировском молочном комбинате. Секретом с нами поделилась Любовь Сураева. финансовый директор предприятия: "В настоящее время в России при помощи механизма банкротства в большей степени происходит передел собственности, чем возврат долгов. Сможет ли новый Закон изменить эту порочную практику, покажет время. А пока мы применяем свои методы борьбы с задолженностью: не будь должником и других в долги не втягивай - работай по предоплате. Пришли к такому выводу, когда пришлось самим несколько лет назад принимать участие в качестве кредитора в процедуре банкротства. К сожалению, денег своих мы так и не вернули".
Некоторые руководители предприятий считают, что новый Закон сохранил основные принципы прежнего и в связи с этим унаследовал от него немало проблем. Так, главный бухгалтер Московского экспериментального завода душистых веществ Наталия Сафонова считает: "Предприятие наше прибыльное, и признаков банкротства на сегодняшний день нет. Сами же разорять мы никого не собираемся, хотя согласно Закону, что предыдущему, что ныне действующему, могли так поступить с целым рядом предприятий отечественной фармацевтической отрасли. Для возбуждения процедуры сегодня требуется просто смешная сумма долга -100 тысяч рублей. Даже невозможно представить, что из-за таких вовремя невыплаченных "копеек" предприятие может погибнуть".
Почти 90% опрошенных отечественных руководителей предприятий в унисон заявляют, что прежняя редакция Закона о несостоятельности была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию индустрии заказных банкротств.
Новый Закон, к сожалению, также не решает всех проблем, но все-таки он намного прогрессивнее своего предшественника. Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, так как сама процедура стала более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Мнение большинства руководителей предприятий можно выразить словами Дмитрия Хельдмана, начальника отдела по работе с проблемными дебиторами ОАО "Ульяновскэнерго": "Если бы не было в нашей стране вообще института банкротства, то долги бы росли как снежный ком. Во всем мире многие годы существует практика банкротства предприятий - должников, но там более отлажен механизм этой процедуры. Надеемся, что новый Закон сможет намного лучше защитить интересы и должника, и кредитора".
ОЛЬГА МЕДВЕДЕВА, обозреватель "ЭГ", 7, стр. 3, Экономическая газета для всех кто занимается бизнесом
08/04/2003
|