БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ - ДЕЛО ТОНКОЕ
4 декабря 2001 года вступил в действие новый закон "О несостоятельности и банкротстве". В нем впервые обозначена новая структура - Саморегулирующая организация арбитражных управляющих (СРО).
В последние годы интерес к личностям арбитражных управляющих растет. Это и не удивительно - в стране, где достаточно большая доля предприятий находится под процедурой банкротства, личность такого человека сравнивается с фигурой крупного инвестора. Но кто есть кто среди арбитражных управляющих, порой не могут разобраться даже арбитражные судьи.
В целом на сегодняшний день по России зарегистрировано 17 подобных саморегулирующих организаций. Это более 17 000 человек (для сравнения: с 1994 по 1998 было подготовлено 7800 арбитражных управляющих). В Санкт-Петербурге, в конце декабря, были зарегистрированы две организации арбитражных управляющих: "Северо-Запад" и "Северная столица". О работе новой структуры рассказывает президент СРО "Северная столица" Игорь Швичихин.
- Почему возникла необходимость создания такой организации?
- Принятие нового закона и создание СРО позволяет качественно и цивилизованно подойти к проблеме банкротства предприятия. В законе предусматривается процедура финансового оздоровления, чтобы владельцы предприятий получили возможность погашения накопившейся задолженности и спасения своего бизнеса. У предприятия появится шанс выхода из кризиса и, соответственно, финансового оздоровления. В результате этого должна снизиться вероятность фиктивного банкротства и, как следствие, передела собственности. Я считаю, что процедура банкротства предприятий - дело тонкое, а поэтому должна быть мощная структура, где бы объединялись юристы, экономисты, оценщики, маркетологи, страховщики, риелторы и другие профессионалы, способные грамотно проводить комплексное сопровождение процедуры банкротства. Когда вводится внешнее управление, необходимо проводить инвентаризацию, аудиторскую проверку предприятий, которую по договорам будут обеспечивать фирмы, аккредитованные при СРО.
Что же касается арбитражных управляющих, то для ужесточения контроля над ними и создаются СРО. Критерии отбора будут более жесткими, чем те, которые применяются сейчас для ФСФО. Кроме того, антикризисный управляющий должен будет застраховать свои риски на случай неудовлетворительной работы или непредвиденных нарушений. Эта сумма составляет 3 миллиона рублей.
По закону арбитражный управляющий должен внести в компенсационный фонд 50 тысяч рублей. Тем не менее на должность арбитражных управляющих идет жесткий отбор.
Чтобы вступить в организацию, нужно иметь опыт руководящей работы арбитражным управляющим не менее двух лет, наличие лицензии, отсутствие судимости и многое другое.
И естественно, мы будем осуществлять контроль над их работой, поскольку мы отвечаем не только морально, но и материально. Если мы будем рассматривать вопрос об исключении арбитражного управляющего за нарушения,
то он автоматом будет снят с производства данного арбитражного дела. В этом случае готовим соответствующее уведомление в регулирующий орган и суд о том, что назначенный по нашему представлению арбитражный управляющий исключен из СРО.
- Есть ли первые итоги работы вашей организации?
- Филиалы СРО созданы во всех крупных городах Северо-Западного региона. На сегодняшний день по 250 арбитражным делам мы предложили по тройке управляющих. За неполные два месяца прошло более 100 назначений. Это либо по вновь открытым делам, либо еще по старым, где банкротство начиналось по предыдущему закону, а потом менялась сама процедура и вновь назначались арбитражные управляющие.
Из крупных дел можно отметить ситуацию на заводе им. Карла Маркса -это монополист по изготовлению оборудования для химического машиностроения. Сейчас там сложилась тяжелая финансовая обстановка и введена процедура наблюдения, назначен суд, и мы рекомендуем туда своих арбитражных управляющих - членов СРО.
Кроме того, по новому закону кредитор сам может обратиться в суд и сказать, что хочет арбитражного управляющего из членов СРО. Тогда суд направляет к нам запрос, и мы представляем три кандидатуры из базы данных арбитражных управляющих на утверждение на это предприятие.
- До создания СРО арбитражное управление являлось своеобразным инструментом передела собственности. И были случаи развала благополучных предприятий...
-То, что заказные банкротства были, - не секрет. И можно представить, как шло назначение арбитражных управляющих. При сумме задолженности в 50 тысяч рублей любое предприятие может попасть под процедуру банкротства. Кредитор обращается в арбитражный суд, и на предприятие уже можно приводить арбитражного управляющего. А создать эту кредиторскую задолженность можно искусственно, например умышленно не выполняя договорных обязательств. Можно также заключить заранее невыполнимые договоры, например на 300-400 миллионов рублей, притом что активы предприятия составляют 50 миллионов. Такие случаи тоже были.
А дальше кредитор обращается в суд. Раньше можно было назначить арбитражного управляющего, близкого к кредиторам, и таким образом решить вопрос с захватом предприятия.
Но, как правило, у предприятия есть еще и бюджетная задолженность, о чем всегда забывали. Теперь по закону уполномоченным органом по бюджетной задолженности является ФСФО. Они эти вопросы будут отслеживать, чтобы выполнялись обязательства перед государством. И отныне едва ли не первоочередная задача арбитражных управляющих - рассматривать вопросы о погашении этой задолженности.
Теперь если он увидит, что предприятие банкротят специально, в его власти с помощью аудиторских контор опротестовать заключенные сделки и определить истинное положение дел на предприятии. Сейчас нарабатывается опыт, и арбитражные управляющие меняют свое мировоззрение в сторону коллективной работы, формируются их отношения с инфраструктурой, обслуживающей подобного рода бизнес.
- В связи с многочисленными скандальными делами по банкротству предприятий арбитражный суд часто обвиняли в коррупции. Как по новому закону меняется процедура назначения арбитражных управляющих?
- Голословно о коррумпированности суда говорить сложно. Арбитражный суд назначает управляющего, чтобы тот правильно и результативно провел процедуры по банкротству. Его кандидатуру раньше предлагали кредиторы или сам должник.
В итоге арбитражные управляющие на период ведения процедур получали предприятия под свой, практически никем не ограниченный, контроль. Но, думаю, сейчас таких разговоров будет меньше. Если прежде арбитражные управляющие назначались судом, то сейчас суд их лишь утверждает. Это большая разница.
- Как определить, насколько профессионален арбитражный управляющий?
- Во-первых, по опыту его работы на руководящей должности, и не только как арбитражного управляющего. В том числе мы смотрим, на каких объектах он работал, и анализируем результаты деятельности, чем закончилась процедура банкротства.
На СРО ложится обязанность выработки более жестких стандартов к квалификации своих членов, чтобы судья или кредитор знал, что если тот или иной антикризисный управляющий входит в нашу организацию, это гарантирует определенное качество услуг. Таким образом, должно уменьшиться число злоупотреблений с их стороны, поскольку они будут дорожить своим членством. Сейчас уже видно, что опыт работы многих членов нашей организации можно реально использовать при финансовом оздоровлении предприятий. Кто-то специализируется по машиностроительным предприятиям, кто-то по кредитно-финансовым или сельскохозяйственным.
У некоторых есть опыт работы с отсутствующими должниками. Это отдельное и серьезное направление деятельности. Когда неизвестно, кто должник, а предприятие закрыто, и нужно решить проблему с его долгами. Отсутствуют активы, а вы его кредитор, и не можете оставить у себя дыры в бюджете. Арбитражный управляющий, имеющий связи в соответствующих структурах, занимается исследованием известной части документов и на их основе принимает решение о судьбе этого предприятия.
- Составляете ли вы "черный" список арбитражных управляющих?
- Он еще только будет составляться из людей, которых придется исключить из СРО по каким-то причинам. Непосредственно контроль за СРО будет осуществлять Минюст. Все материалы с результатами работы арбитражных управляющих ФСФО должен передать в Минюст. Там и будут выявлять черные пятна биографии арбитражных управляющих. Кроме нас еще и кредитор и ФСФО наблюдают за деятельностью арбитражных управляющих, и естественно будут возникать какие-то недовольства, и все жалобы и другие претензии будут направляться в соответствующий орган и будут проводиться проверки.
- Как СРО будет осуществлять контроль за арбитражными управляющими?
- В течение месяца он будет нам предоставлять отчетность, докладывать по проблеме. Ранее подобные слушания тоже проводилось в комитете по банкротству, но мы стараемся, чтобы нынешняя работа была организована на порядок выше. Мы отвечаем за работу, и если в течение года будет выявлены нарушения, то регулирующий орган может обратиться в арбитражный суд об исключении СРО из реестра. Поводом для этого могут стать ухудшение экономического положения предприятия, на которое назначен наш управляющий, его личная недисциплинированность, когда, например, не предоставляется по первому требованию отчетность органам, которые вправе ее потребовать.
- На сегодняшний день в Северо-Западном регионе представлены лишь две организации - "Северо-Запад" и "Северная столица". А как насчет конкуренции?
- Северо-Западный регион вызывает интерес у многих, и здесь уже начинают действовать филиалы московских организаций. Конкуренты будут. Но хочу сказать, что работы хватит всем. Сейчас прорабатывается вопрос создания союза СРО. В Москве было проведено уже два совещания, на них избран совет, который уже подготовил устав, и скоро он будет принят. Это нужно не только для решения вопроса с конкуренцией, но и для обозначения правил игры на этом рынке. Чтобы, например, "чужаки" не выходили на регион и не представляли своих арбитражных управляющих только под выгодные и крупные предприятия. А отсутствующие должники будут ложиться на плечи местных СРО.
В заключение хочу сказать, что сейчас готовится форум предпринимателей малого и крупного бизнеса, где будет проведена масса круглых столов, на которых будут решаться вопросы по использованию малого бизнеса на крупных предприятиях. Если мы сейчас будем знать, что десяток маленьких инжиниринговых фирм разработали конкретные предметы производства, на которые у них нет ни оборудования, ни технологии, а все это есть на крупных. И если арбитражный управляющий с нашей помощью найдет подобного рода предложение, то результаты могут быть вполне хорошие, и можно говорить об оздоровлении предприятия.
Наталья Матвеева, 14, стр. 19, Версия в Питере
14/04/2003
|