"Москвич" доехал
Столичные власти предлагают обанкротить автозавод
Столичные власти, давно желавшие получить контрольный пакет акций автозавода "Москвич", теперь хотят его обанкротить. Как стало известно "Ведомостям", именно такое предложение московский мэр Юрий Лужков направил на днях премьер-министру Михаилу Касьянову.
ОАО "Москвич" не дает информации о задолженности, но по неофициальным данным на 1 октября 2002 г. его кредиторская задолженность составляла 33 млрд руб. , включая валютный кредит Минфина (22,4 млрд руб. ) и долг перед Департаментом науки и промышленной политики мэрии (2,3 млрд руб. ). Завод задолжал "Мосэнерго" 743 млн руб. , долг по налогам превышает 4,1 млрд руб.
Минимуществу принадлежат 60,36% акций "Москвича". Остальные акции находятся у трудового коллектива и нескольких фирм, среди которых ЗАО "БМ-секьюрити", "JNS-холдинг LTD" и ООО "Альфа трейд".
"Обращаюсь к Вам с просьбой поддержать предложение правительства Москвы и дать поручение ФСФО о возбуждении процедуры банкротства ОАО "Москвич", - написал 4 апреля Юрий Лужков председателю правительства. Как сказано в письме (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей") , "завод не работает больше года и является неплатежеспособным. .. По нашему мнению, одним из вариантов решения проблемы является применение к "Москвичу" процедуры финансового оздоровления, предусмотренного законом о банкротстве". Лужков считает, что "это позволит освободить предприятие от отягощающих его выплат, провести реструктуризацию производства и бизнеса и в результате восстановить рентабельное производство автомобильной техники и списать безнадежные долги".
В позапрошлом году завод выпустил всего 800 машин и получил убыток в 9,6 млрд руб. , а с конца 2001 г. и вовсе простаивает. Еще в июне прошлого года Межведомственная балансовая комиссия предлагала банкротить "Москвич". МБК констатировала, что на 1 января 2002 г. собственный капитал предприятия был отрицательным (минус 22,5 млрд руб. ) , рентабельность продаж составила [в 2001 г. ] минус 1678% , а показатель текущей платежеспособности на 1. 01. 2002 составлял 523 месяца.
Столичные власти давно выражают желание получить из федеральной собственности контрольный пакет "Москвича", но только если с завода снимут долг перед Минфином, который образовался еще с советских времен. Тогда АЗЛК по связанным кредитам примерно на $700 млн получил оборудование для строительства производства двигателей, но так этот завод и не построил, а оборудование пришло в негодность.
Московский мэр объясняет премьеру свою инициативу с банкротством "Москвича" тем, что передача его акций городу затягивается. С другой стороны, "правительство Москвы готово принять активное участие в финансовом оздоровлении "Москвича", предложить план внешнего управления и обеспечить его сопровождение в ходе арбитражной процедуры". Пресс-секретарь мэра Сергей Цой не стал раскрывать детали этого плана, сказав лишь, что в сложившейся ситуации процедура финансового оздоровления - единственный способ оживить предприятие.
План мэра поддерживает и Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО). "Принципиальная схема и порядок действий согласованы с руководителем ФСФО Трефиловой", - пишет Лужков. Это немаловажная деталь, ведь по новому закону о банкротстве государственные кредиторы получили право голоса на собрании кредиторов, а их интересы представляет именно ФСФО.
Татьяна Трефилова сказала "Ведомостям", что заводу необходимо пройти "нормальную процедуру банкротства и ФСФО уже более года предлагает [правительству] подать заявление о банкротстве" "Москвича". По ее мнению, простое списание долгов "Москвича" бюджету ничего не даст - завод обанкротят коммерческие кредиторы, а государство останется не у дел. "Наша цель - восстановление платежеспособности [АЗЛК], - говорит Трефилова. - Способ для этого может быть избран любой - от смены собственника до продажи бизнеса. [Для восстановления предприятия] должен прийти инвестор или группа инвесторов".
По словам правительственного чиновника, премьер-министр уже поручил заинтересованным ведомствам высказать свою позицию по поводу инициативы Лужкова. В Минэкономразвития "Ведомостям" сказали, что пока их ответ не готов. А начальник управления по связям со СМИ Минфина Юрий Зубарев не стал комментировать ситуацию.
Другим крупным кредитором завода является "Мосэнерго". "Задолженность "Москвича" перед многочисленными кредиторами так велика, что начать процедуру банкротства можно только при наличии консолидированной позиции главных кредиторов", - сказал "Ведомостям" представитель энергокомпании. По его словам, такие консультации ведутся, но пока они не закончены.
Мария Рожкова Дмитрий Симаков Татьяна Егорова, Ведомости 15 апреля 2003, Ведомости (online)
15/04/2003
|