Законопроекту о банкротстве кредитных организаций немножко не повезло
Ольга Киселева Поправки в закон о несостоятельности кредитных организаций долго оставались в тени базового закона о банкротстве, однако и после того, как общий закон был принят – а произошло это почти полгода назад – ситуация не особо изменилась, хотя, по мнению разработчиков, давно готов ко второму чтению. Работа над ним длится уже не один год, хотя самая активная фаза приходится, конечно, на последнее время. Следует заметить, что законопроект не относится к числу конъюнктурных, на его фоне сложно проводить PR-акции, поскольку риск сказать глупость слишком велик, а шанс привлечь внимание оригинальным, нестандартным видением проблемы – ничтожно мал. Таким образом, сложилась ситуация, в которой интерес к законопроекту проявляют в основном профессионалы, а это в целом благоприятно для будущего закона.
Как известно, банкротством банков, работающих с вкладами населения, согласно поправкам, займется Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), а ликвидацией остальных банков - специализированные «юридические лица, аккредитованные при Банке России». Долгие споры относительно роли АРКО как корпоративного ликвидатора завершились в пользу наиболее компромиссной позиции, отраженной в нынешнем законопроекте и рекомендованной к принятию. Принимая во внимание, что Агентство играет определяющую роль в осуществлении страхования банковских вкладов, такое разделение выглядит наиболее целесообразно. Другие предложения, а именно: упразднение функций корпоративного ликвидатора вообще и проведении процедур банкротства по правилам базового закона (автор предложения глава думского комитета по экономической политике Григорий Томчин), а также передача Агентству функций корпоративного ликвидатора всех кредитных организаций без разделения по признаку наличия вкладчиков (автор зампред банковского комитета, руководитель рабочей группы Павел Медведев) – не нашли поддержки, во всяком случае на прошлой неделе. Не получило отклика и предложение внести в законопроект нормы, обеспечивающие возможность заключать в ходе рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций мировые соглашения. Впрочем, ни одно из озвученных предложений не стоит считать отклоненным пока законопроект не проголосован в следующем чтении. Тем более, что на прошлой неделе депутаты и чиновники Центробанка неожиданно проговорились, что во втором чтении упоминание о юридических лицах – корпоративных ликвидаторах банков без владчиков, скорее всего, из текста исчезнет и в итоге все кредитные организации будут ликвидироваться АРКО. Серьезным камнем преткновения, мешающим, по неофициальному признанию ряда лиц, принятию законопроекта, был законопроект о страховании банковских вкладов. В думских кулуарах утверждали, что премьер Михаил Касьянов высказал пожелание, чтобы прохождение обоих законопроектов проходило в одном "пакете", то есть одновременно. Пожелание было учтено и вопрос о страховании вкладов на сегодняшний день уже включен в повестку Госдумы. Однако "пакетирование" законопроектов, по мнению одного из зампредов Банка России Андрея Козлова, кроме стимула для "отстающих", содержит и реальную опасность: в случае, если один из проектов по какой-либо причине не проходит, с повестки снимается весь пакет. Для закона о страховании вкладов с его десятилетней историей мытарств такой риск совершенно неоправдан. Сколько бы ни говорили о независимости отдельных ветвей власти, утверждение этого постулата в российской действительности пока остается спорным. Большинство профессионально заинтересованных лиц главным, хоть и не единственным, сдерживающим движение законопроекта органом на сегодняшний день считает правительство. Руководитель рабочей группы депутат Медведев полагает, что проблема медленного продвижения законопроекта закона о банкротстве кредитных организаций заключается исключительно в необязательности правительства, которое вот уже месяц обещает прислать свои предложения к законопроекту. Заместитель генерального директора АРКО Андрей Мельников считает, что судьба закона обусловлена тем, что он не входит в число 25 приоритетных законов, связанных с проведением административной реформы.
Однако "годить" с законом о банкротстве кредитных организаций придется не только из-за позиции правительства, но и ряда депутатов, в частности, комитета по собственности и комитета по экономической политике, продолжающих настаивать на упразднении АРКО. Банковский комитет в целом не поддержал "ниспровергателей" уважаемой организации и рекомендовал ко второму чтению уже имеющийся законопроект, однако рабочая группа в ближайший четверг все же планирует рассмотреть поступившие предложения и, если потребуется включить изменения в текст рекомендованного проект.
БПИ
21/04/2003 18:47:00
|