банкротство без тормозов
заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам
Закон о банкротстве кредитных организаций рискует похоронить банковскую реформу. Когда законопроект готовился к первому чтению, его авторы стремились максимально упростить схему ликвидации несостоятельных кредитных организаций. Но, увлекшись благородной задачей чистки банковских рядов, законодатели упустили из виду главную цель банковской реформы: рост и повышение капитализации в банковском секторе. Запуск процедуры банкротства несостоятельного банка, согласно новому закону, с неизбежностью приведет к продаже банка с молотка и потере этого кусочка для российской банковской системы. Теперь планы финансистов, выстраивающих масштабные схемы банковских слияний и поглощений, сможет перечеркнуть всякий несогласный кредитор.
Банковский комитет Думы завершает подготовку ко второму чтению новой редакции закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Внесенный депутатами около года назад законопроект должен прекратить практику "грязных" банковских банкротств, когда активы в одночасье растаскиваются, а вкладчики и кредиторы остаются ни с чем. От участия в процедуре банкротства отстраняются арбитражные управляющие - физические лица, показавшие полную неэффективность в банковском секторе. На смену им придет команда профессионалов из уполномоченного государственного органа - Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). По новому закону именно АРКО станет конкурсным управляющим. Его сотрудники будут осуществлять управление имуществом банкротов, проводить их ликвидацию, а также взаимодействовать с кредиторами.
Новая редакция законопроекта оказывается чрезвычайно жесткой, пожалуй, даже слишком. При первом чтении депутаты, как говорится, перегнули палку. Напомню, что базовый закон "О банкротстве" предусматривает для кредиторов и должников целый ряд вариантов, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение Принятый же Думой законопроект о банкротстве кредитной организации сохраняет единственную возможность - конкурсное производство, то есть продажу всех банковских активов с молотка. В результате процедура банковского банкротства лишается гибкости и превращается в соковыжималку, в которой пресс двигается по прямой, в одном направлении и без остановок.
Смягчить ситуацию, учесть банковскую специфику позволит включение в закон процедуры мирового соглашения В процессе поиска компромисса кредиторы и собственники зачастую способны найти более оптимальное решение, учитывающее детали финансового положения каждой из сторон Без преувеличения можно утверждать, что всякое банковское банкротство по-своему неповторимо. А значит, причесать всех под одну гребенку не получится.
Большинство экспертов сходятся на том, что в ближайшие два-три года финансовую систему России ожидает волна слияний и поглощений. Количество кредитных организаций сократится, при этом их качество, устойчивость, капитализация должны вырасти. Но в отсутствие мирового соглашения практически любая сделка такого рода окажется под угрозой. Не согласному с ней кредитору достаточно запустить процедуру банкротства, чтобы привести в движение молоток аукциониста. В результате получится не развитие банковского сектора, а его разбазаривание.
Депутатов - авторов законопроекта, меня в том числе, уже неоднократно обвиняли в нарушении принципа равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора. Действительно, в ходе конкурсного производства собственник банка оказывается на третьих ролях: все решения за него принимают конкурсный управляющий и конкурсные кредиторы. Мировое соглашение позволяет восстановить баланс отношений. После заключения соглашения конкурсный управляющий прекращает свою деятельность, а полномочия по управлению бывшим банкротом передаются собственникам
Стоит добавить, что такое уточнение законопроекта не должно ударить по вкладчикам.
Заключение мирового соглашения будет возможно только после удовлетворения кредиторов первой и второй очереди. Кроме того, бывший банкрот потеряет право именоваться банком и совершать банковские операции.
Закон устанавливает минимальный уровень средств для заключения мирового соглашения. Размер имущества должен превышать 20% от оставшихся требований кредиторов. Учитывая тот факт, что большинство банковских активов могут оказаться долгосрочными кредитами, такое соотношение представляется вполне достаточным. Это предложение согласуется с зарубежной банковской практикой. В частности, в Великобритании процедура мирового соглашения успешно применяется при банкротстве финансовых институтов, в том числе банков.
Поправки в закон, описывающие мировое соглашение, позволят более полно учесть западный опыт Одновременно с ними Центральный банк и правительство готовят изменения в стратегию развития банковского сектора. В прежней редакции стратегии мировое соглашение было также исключено из процедур банкротства. Однако с момента принятия этого документа прошло уже полтора года, и незавидные результаты банковской реформы заставляют вносить в него коррективы.
Надеюсь, что вслед за депутатами авторы стратегии, пусть и с некоторым опозданием, признают старую истину: худой мир лучше доброй ссоры.
ВЛАДИМИР ТАРАЧЕВ, 74, стр. 10, Газета
28/04/2003
|