КОМУ КОНТРОЛИРОВАТЬ КОНТРОЛЬ
Об этом давно спорят Минфин и Счетная палата
МИНИСТЕРСТВО финансов России и Счетная палата подготовили свои концепции создания единой системы финансового контроля. Необходимость в ней возникла давно, однако лишь сейчас началась реальная работа по ее формированию.
Распад Советского Союза привел и к распаду систем финансового контроля. В первые годы новой России он практически не существовал, В итоге страна столкнулась с гигантским казнокрадством, финансовыми пирамидами и аферами. Сейчас на первый взгляд возникла парадоксальная ситуация: количество органов, которые занимаются финансовым контролем, зашкаливает далеко за десяток. Это и МНС, и Налоговая полиция, и Минфин, и Счетная палата, и Центробанк, и ГТК, и недавно созданный Комитет по финансовому мониторингу и другие. Однако особыми результатами никто похвастаться не может.
Минфин провел проверку использования 30 процентов бюджетных средств за 2001 год.
Итоги удручают. Выявлено нецелевого использования, растрат и других злоупотреблений на 96 миллиардов рублей. И лишь 17 миллионов удалось вернуть по назначению.
Сенаторы провели "круглый стол" и обратили внимание на то обстоятельство, что существующие законы, подзаконные акты, которые определяют функции контрольных органов, не только не связаны между собой, но и противоречат друг другу. Но особенное возбуждение у сенаторов вызывают два слабо прописанных в законодательстве ключевых момента: механизм ответственности должностных лиц за бюджетные нарушения и способ возврата потраченных не по назначению средств. Что же делать? Создавать некий сверхконтролирующий монстр? Эта идея была отвергнута.
Между тем к обсуждению предложены аж целых две концепции перестройки финансового контроля. Одна родилась в недрах Минфина, другая вышла из стен Счетной палаты. Если исходить из слов руководителя Департамента государственного финансового контроля Минфина Александра Ах-полова, то ведомство, в котором он трудится, предлагает привести к согласию все правовые акты, а также наладить тесное взаимодействие всех структур, которые задействованы в этой системе. Разумеется, солировать в этом оркестре будет Министерство финансов,
Иную позицию отстаивает Счетная палата. Начальник ее аналитического управления Галина Анисимова считает, что в основу должен быть положен принцип независимости, эффективности и себестоимости финансового контроля, а также разработка новых принципов внутреннего контроля, который сегодня не отвечает современным требованиям.
Учитывая же тот факт, что обсуждение проходило в стенах Совета Федерации, большинство собравшихся поддержали позицию Счетной палаты. Они указывали на то, что сегодня практически все контролирующие органы находятся в руках исполнительной власти. А значит, нет баланса двух ее ветвей в этом далеко не второстепенном вопросе.
За спором и амбициями двух ведомств, конечно же, проглядывает гораздо более принципиальный вопрос: какая из двух ветвей власти - исполнительная или законодательная - станет ключевой во вновь выстраиваемой системе. Депутаты настаивают на том, что приоритет должен быть отдан им. А значит, должны быть существенно расширены функции и полномочия Счетной палаты, вплоть до создания ее региональных отделений. Однако Минфин вовсе не собирается сдаваться, у него тоже есть свои "убойные" аргументы. Там считают, что если оттеснить министерство на вторые роли, то Правительство потеряет контроль за расходом бюджетных денег.
Судя по всему, стороны весьма далеки от выработки единого решения. Пока же один из выступающих развеселил всех рассказом из нашего недавнего прошлого.После первой чеченской войны в Москву для встречи с высокопоставленным чиновником приехал не менее высокопоставленный представитель Ичкерии. Он пожаловался на то, что центр обещал на восстановление республики выделить один миллиард рублей, а дошли какие-то крохи. Где же остальные деньги? "А черт его знает, куда они подевались", - честно ответил чиновник.
Владимир Гурвич, 65, стр. 2, Российская Газета
11.04.2002
|