ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ
Нас посчитают
Если интересы банков к деньгам предприятий и граждан прогнозируемы и понятны, то некоторые действия государства должны заставить нас насторожиться. С 1 февраля 2002 года вступил в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Для его реализации разработаны соответствующие инструкции ЦБ РФ, регламентирующие сбор коммерческими банками информации об операциях клиентов и передаче наиболее подозрительной в недавно созданный Комитет по финансовому мониторингу. Тем, кто не воспринял это событие всерьез, напомним о переменчивости и запутанности политики государства, все более пристально следящего за движением денег с отнюдь не бескорыстными намерениями. Еще неизвестно, кем и как через год-другой будет использоваться накопленный информационный ресурс.
Формально вступивший в силу закон никак не ограничивает предприятия и частные лица в операциях с денежными средствами. Просто теперь еще один орган в государстве получил право много знать о чужих деньгах. Деньги же, как известно, любят тишину. Цель закона провозглашена безусловно благая: "...Защита прав и интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию)". Критерии подозрительных операций есть. Главные из них: размер (свыше 600 тыс. руб.), анонимность в различных формах, участие в сделке иностранной валюты, молодость организации и т.д. При этом неправильно истолкованная информация о финансовых операциях причинит немало хлопот даже законопослушному субъекту. В соответствии с критериями простое перечисление 1 млн руб. со счета предприятия в одном банке на счет этого же предприятия в другом банке может попасть в разряд подозрительных. Все последствия этого закона пока никому не ясны, ясно одно: он отчасти деформирует многие финансовые потоки. Как минимум платежи будут разбивать на более мелкие (до 600 тыс. руб.), растягивать их во времени, мудрить с назначением платежа и т.д. Возрастает ценность доверительных отношений между клиентом и банком, который может вовремя предостеречь от формально подозрительных действий (официально банкам это делать не разрешается). С этой точки зрения вступивший в силу закон играет на руку именно местным - "своим" - банкам.
Еще одно вероятное последствие: скорость обращения денежных средств через банковский расчетный механизм, возможно, достигла предела. Стремление коммерческих банков к всеобщему "он-лайну" в платежах в будущем может натолкнуться на механизмы противодействия отмыванию. Механизмы противодействия не могут стать эффективными, когда деньги за полчаса несколько раз меняют своих владельцев.
В итоге повышенный интерес банков к обслуживанию расчетов, а государства - к информации о платежах приведет к формированию новых особенностей среды денежного обращения, где вы не только реже видите свои деньги, но и постоянно чувствуете рядом дыхание государства. Вести себя естественно в сфере расчетов становится рискованно. Приходится помнить, что в стране набирает обороты новый государственный орган, "слушающий", что "скажут" о нас наши деньги. Отрадно, что хотя государство и уделяет большое внимание операциям частных лиц, основной финансовый инструмент - обычные срочные вклады - отслеживается не слишком тщательно. И это благоприятное обстоятельство, поскольку в дальнейших изменениях в денежной среде все большую роль будет играть именно население регионов, отчасти сглаживая стремление денежных средств предприятий к Москве. Именно финансовый потенциал частных лиц может и должен стать стабильной основой инвестиций для Большого Урала.
Для предотвращения наметившейся стагнации в объемах денежных средств предприятий логичны, на наш взгляд, были бы следующие меры. Во-первых, в условиях "временного" отсутствия роста особенно важно препятствовать оттоку средств предприятий из регионов. Во-вторых, поскольку присутствие федеральных властей в денежном пространстве становится все более явным, этот же прием надо активно брать на вооружение региональным властям. Политика умеренного протекционизма, мягкий контроль за направлением денежных потоков крупных предприятий именно через кредитные организации, расположенные на территории региона (в том числе филиалы московских банков), в нынешних условиях уже не выглядят грубым попранием прав бизнесмена и человека. Такие меры реально и в относительно короткие сроки смогут возродить тенденцию к росту всех денежных агрегатов в регионе.
***
Данил Гольц. Банковский аналитик, 13, стр. 16-22, Эксперт-Урал (приложение к журналу Эксперт)
01.04.2002
|