БАНКИ ВКЛЮЧИЛИСЬ В БОРЬБУ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ
Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" был принят еще в августе прошлого года. К моменту его вступления в действие - 1 февраля 2002 года - среди банкиров наблюдалась легкая паника. Сегодня и клиенты, и сами банки новую реальность воспринимают уже с философским спокойствием.
Кого берут на заметку?
Разгоревшиеся вокруг закона страсти легко объяснимы: документ предписывает банку и другим организациям втайне от клиента сообщать куда следует обо всех его сделках, которые покажутся подозрительными (включая покупку валюты, кредит, перевод и др.).
"Куда следует" - это в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) в Москве.
При этом клиенты-юрлица должны сообщать в банк почти интимные подробности о себе - об учредителях, собственниках имущества, о лицах, имеющих право давать им указания, и т. п.
- Банковский бизнес основан на доверии, - говорит президент "Алтайкапиталбанка" Игорь Германенко. - А сегодня мы должны, не сообщая клиенту, в определенных случаях передавать информацию о нем. Вряд ли теперь можно говорить о дружественных взаимоотношениях банка и клиента...
И все же успокоим читателей: подозревать в отмывании денег будут не каждого, кто обращается в банк, ваши коммунальные платежи никого не заинтересуют. Но если операция превысит 600 тысяч рублей и если сам банк сочтет ее необычной - тут-то сообщение и должно быть передано в КФМ. Сегодня можно со всей откровенностью сказать: передают. По данным главного управления Центрального банка (ЦБ) по Алтайскому краю, в Москву из наших банков по специальным каналам ЦБ уходит одно-два зашифрованных сообщения в день.
О чем сообщают?
Поначалу казалось, что признаков подозрительности сделки так много, что за спиной даже вполне благопристойного клиента будет твориться нечто невообразимое, а банки погрязнут в дополнительной, не свойственной им работе. Тем более что по рекомендациям ЦБ в список неблагонадежных попало немало видов бизнеса: туроператорская и турагентская деятельность, внешнеэкономические операции, торговля недвижимостью, все, что связано с интенсивным оборотом наличности, - оказание услуг в сфере розничной торговли, общепита, розничная торговля горючим на бензоколонках и т.п.
Со временем ситуация прояснилась: банк, пользуясь рекомендациями, должен сам выработать критерии необычности сделок и сообщать именно о таких сделках. Слово председателю правления "Сибсоцбанка" Андрею Корчагину:
- У нас поставлены специальные программные средства, сделки выше 600 тысяч рублей автоматически попадают в поле зрения и анализируются. Особое внимание - операциям с наличностью. Если речь идет об обычной выручке торгового предприятия, это может восприниматься спокойно. А если малое предприятие, не проработав трех месяцев, стало каждый день вносить на счет огромные деньги, наш работник заинтересуется, может выехать на место. Смотрим также, как проводится операция, обычны ли эти сделки для данного клиента или нет, соответствуют ли они характеру его бизнеса. Это и есть правило "знай своего клиента", которое давно работает на Западе, а теперь внедряется и в России.
Кто сообщает?
Вообще-то, кроме банков, в список блюстителей "чистоты" денег законодатели включили ломбарды, лизинговые компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховщиков, почту и телеграф. Руководители тех организаций, с которыми удалось переговорить, недоумевают: что сообщать? Кому сообщать? По какому адресу слать информацию?
"Мы ждем от комитета какой-то инициативы", - говорит директор барнаульского ломбарда Лев Немировский. "Я говорил с коллегами из других лизинговых компаний - никому ничего не известно", - удивляется гендиректор Алтайской региональной лизинговой компании Игорь Калашников. "Никакой разъяснительной информации ни из Федеральной комиссии по ценным бумагам, ни из Национальной ассоциации участников фондового рынка к нам не приходило", - говорит юрисконсульт ООО "Корн" Николай Шалунин.
Впрочем, клиенты этих организаций могут не опасаться тайного контроля только до мая - к этому моменту, как предполагается, к работе с КФМ будут подключены и небанковские организации. Но проверить, разработаны ли в организации правила внутреннего контроля, прокуратура может в любой момент. Заметим, что ответственность руководителя за неисполнение закона - вплоть до уголовной.
Что дальше?
Что будет происходить с информацией в самом комитете? Именно здесь должны детально изучить полученные сведения, отобрать то, что подпадает под действие закона, и - в случае чего - направить в правоохранительные органы на местах. Остается только догадываться, какие штаты чиновников должен иметь КФМ, если поставлять ему информацию будут в общей сложности 10-12 тысяч организаций (включая ломбарды и пр.): по самым скромным подсчетам, его работникам придется обрабатывать около 40 тысяч сообщений в год...
Правда, догадываться нужно и о другом. Под действие закона не подпадают статьи Уголовного кодекса, связанные с неуплатой налогов и таможенных платежей. Казалось бы, от "просвечивания" свободны те, кто просто работает по "серым" схемам (а легализация этих денег пошла бы на пользу экономике). Однако банки сортировкой доходов на "серые" и "черные" не занимаются. Информация может быть отправлена в КФМ независимо от того, отмывание это наркорублей или легализация доходов от продажи неучтенного зерна. Была бы сделка необычной. А как поступят с такой информацией в комитете? Оставят без внимания или направят в налоговую полицию и таможню? Этого, увы, пока никто не знает.
Каков результат?
Если считать, что одной из задач закона было исключение России из черного списка стран, которые не борются с отмыванием преступных доходов, то тут пока провал. Как сообщила 19 марта газета "Ведомости", члены рабочей группы FATF (международной организации по борьбе с отмыванием денег), составляющей черный список, сочли, что у нас не хватает информаторов о подозрительных сделках. И теперь пятно на своей репутации Россия сможет отмыть не раньше, чем через год.
Будет ли закон противодействовать отмыванию? И тут не слава Богу: поскольку результаты может принести лишь борьба с причиной, а не следствием, а причину сей закон не затрагивает. Очевидно, что те, кто имеет "грязные" доходы, просто сменят тактику.
Другой вопрос - не появились ли после 1 февраля новые сложности для тех, кто работает (или хочет работать) легально и "грязных" денег не отмывает? Множество дополнительной информации, которую теперь придется раскрывать клиентам банков, ломбардов, страховых и лизинговых компаний, не сделает легальную работу проще, хотя, как сказал один из банкиров, "никто из клиентов после 1 февраля из нашего банка не ушел...". Одно утешение: внедряя правило "знай своего клиента", банки снижают риск изъятия в пользу государства части денег, в случае если какие-то сделки клиента и вправду окажутся "грязными". И быть может, благодаря этому наши банки станут немного прозрачнее и немного надежнее.
Надежда СКАЛОН, 14, Свободный курс
04.04.2002
|