Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ИМИТЕНТА?

Рынок ценных бумаг в России пока, как известно, невелик. Причиной такого положения дел называют многие факторы, зачастую далекие от истины. Вина обычно перекладывается на государственные органы, которые-де не создали нормальных условий для развития фондового рынка, не помогают ему, не холят и не лелеют эмитентов. В итоге те при размещении акций, депозитарных расписок и т.д. предпочитают зарубежные рынки, где климат для финансовых инструментов более благоприятен. В нашей стране, по официальным данным, совершается лишь треть сделок с собственными ценными бумагами. Всегда ли в этом виновно государство? Отнюдь. Стремление дельцов от бизнеса обойти даже существующие законы мешает рынку ценных бумаг ничуть не меньше, чем несовершенство законодательства или государственное небрежение.

Акционерное общество без акций

Вот какие, например, факты приводит Юрий Сизов, председатель регионального отделения Федеральной комиссии по ценным бумагам в Центральном федеральном округе:

- Только в Москве существует 160 тыс. акционерных обществ. Сдают балансы в ФКЦБ всего 52 тыс. Из них зарегистрировали выпуски ценных бумаг только 20 тыс. ОАО и ЗАО. 30 тыс. акционерных обществ не зарегистрировали даже первичные выпуски акций. А уж о регистрации эмиссии ценных бумаг при изменении уставных капиталов вообще говорить не приходится - это редчайший случай. В итоге под каждым таким обществом заложена мина замедленного действия. В любой момент решение собрания акционеров, совета директоров может быть опротестовано, ибо голосуют на этих собраниях акционеры, акции которых не зарегистрированы. Следовательно, в полном соответствии с Гражданским кодексом РФ они недействительны, как и сама сделка. И это на сегодняшний день - главный путь для передела собственности.

- Каждый месяц буквально сотнями, - продолжает Юрий Сизов, - мы выписываем предписания директорам прийти и зарегистрировать свои выпуски, но нам отвечают, что никуда они не пойдут, ибо... никаких ценных бумаг не выпускали. Многие предпочитают заявить, что они - акционерные общества только номинально, никаких акций у них нет, так что им регистрировать вообще нечего. Потом директора, которых уволили или переизбрали на собрании акционеров, приходят к нам просить защиты. А что мы можем сделать, если с правовой точки зрения там далеко не все безупречно? Ведь я уже говорил, что голосовали за них акционеры пустыми бумажками! Кстати, именно так попали в скандальную ситуацию Серпуховской универмаг, "Прага" и другие крупные магазины Москвы. Их захват стал возможен как раз из-за того, что выпуски акций не были зарегистрированы, никто помочь им не смог. Увы, пушкинские слова: "его пример - другим наука" - остались лишь на страницах "Евгения Онегина". Практика небрежения общепринятыми юридическими нормами продолжается.

СПИСОК "подозрительных"

Сейчас очень активно начинает формироваться правовая площадка для рынка ценных бумаг, ужесточаются законы и нормативные документы, касающиеся этого сектора финансового рынка. Так как эти правила касаются тысяч и тысяч фирм, опишем их более подробно.

- С 1 февраля, - обращает внимание Юрий Сизов, - начал действовать комитет по финансовому мониторингу, и по распоряжению председателя правительства информация обо всех операциях свыше 600 тыс. руб. должна поступать к нему на рассмотрение. Кроме денежного порога, основанием для информирования этого комитета являются и другие факторы. Это, в частности, связь вашей фирмы с деньгами или территориями, которые будут внесены в разрабатываемый сейчас правительством список "подозрительных", то есть потенциально связанными с производством наркотиков, торговлей оружием или террористической деятельностью. Второе - связь с лицами, которые могут быть заподозрены в том же самом. И, наконец, операции, которые могут вызвать сомнения у комитета по финансовому мониторингу. Все государственные органы обязаны подавать информацию об этих сомнениях в новый комитет и содействовать, чтобы фирмы сами о себе заявляли - какую сделку они осуществляют...

Тут, вполне естественно, хочется прервать высокого чиновника и задуматься: а каким образом можно будет отделять сомнительные сделки от несомнительных, кто и почему должен подозревать моего контрагента в связи с наркодельцами или торговцами оружием и т.д.? Каковы критерии этих подозрений? Принадлежность партнера к пресловутым "лицам кавказской национальности"? "Бегающие" глаза, "заискивающая" улыбка или что-то серьезнее? При этом на уровне закона контроль за сомнительными операциями возложен на самих руководителей организаций. Именно они должны выработать правила внутреннего контроля и в соответствии с ними информировать комитет по финансовому мониторингу. Если же сделка проходит через банки, то информацию они будут подавать в ЦБ, а он уже в комитет по мониторингу.

Другие новшества куда более внятны. Изменилось, например, законодательство, касающееся рынка ценных бумаг. Во-первых, внесены поправки в Уголовный кодекс РФ. Согласно статье 85 с 6 марта 2002 г. усилена ответственность за преступления в этом секторе рынка. За внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, утверждение такого проспекта, размещение ценных бумаг, не прошедших государственной регистрации и причинивших ущерб, наказание может предусматривать или крупный штраф, или исправительные работы сроком до 1-2 лет. Если же это действие совершается неоднократно или по предварительному сговору с другими лицами, то вам могут "припаять" и 3 года лишения свободы.

Случаи злостного уклонения от предоставления информации, связанной с работой акционерного общества или его финансовой деятельностью, инвестору или контролирующему органу теперь также подпадают под действие УК.

- Если раньше, - поясняет Юрий Сизов, - все наказания за подобные действия носили административный характер, то теперь наступает уголовная ответственность, и, к сожалению, у нас очень много акционерных обществ, которые хоть сейчас можно подвести под действие этой статьи. Практически в каждой второй организации, где идут корпоративные конфликты, есть и многочисленные случаи предоставления заведомо ложной или неполной информации, и другие нарушения.

Дробь для мелких акционеров

"Революцией" называет председатель ФКЦБ по ЦФО и вступление в действие фактически нового закона об акционерных обществах. "Нового", потому что в старый закон было внесено около 70 поправок. Большинство из них вступило в силу с 1 января, но практика показывает, что многие АО продолжают нарушать законодательство и новый закон не исполняют. Чаще всего речь идет о консолидации и принудительном выкупе у акционерных обществ акций при увеличении номинала. При этом возникает так называемая "дробная акция". По новому закону "дробная акция" обладает теми же правами, что и "целая". Акционер может ее и не продавать, хотя по старому закону обязан был принудительно продать акционерному обществу. Новое правило свело к нулю исключение из реестра мелких акционеров. Однако многие общества продолжают пользоваться старым порядком, ибо это дает им вполне понятные преимущества.

Но самые многочисленные нарушения, по словам Юрия Сизова, возникают при ведении реестра. Зачастую акционера могут просто вычеркнуть из него, а иногда завести второй, а то и третий реестр. Особенно если за короткое время меняется несколько директоров АО. Каждый старается завести свой реестр. С июня этого года вступает в действие обязательная норма о передаче ведения реестра независимому регистратору. Любое АО, у которого более 50 акционеров, будет обязано передать ведение реестра независимой фирме. В России их 130, и власти стараются уменьшить это число, чтобы не плодить "карманных" регистраторов. Специалисты скажут, что это правило существует и сейчас. Да, но число акционеров, при котором реестр передается независимому регистратору, сейчас равно 500. С лета этот порог снижен в 10 раз.

Многие поправки касаются взаимоотношений с кредиторами. С 1 января кредиторам даны значительно большие права при реорганизации акционерных обществ. Теперь без уведомления кредитора нельзя ни ликвидировать, ни реорганизовать АО, ни уменьшить его уставный капитал, ни затронуть интересы кредитора при крупных сделках.

По взаимному интересу

Но как все же решить проблему, о которой мы говорили вначале, - заинтересовать эмитента в работе на российском рынке? Московское правительство и Департамент науки и промышленной политики решили помочь столичным эмитентам использовать схему, давно опробованную ими при кредитовании предприятий. Речь идет о компенсации части кредитной ставки при работе с коммерческими банками. Но если в этом случае предприятие могло получить лишь короткие заемные средства, то, выпуская облигации, оно может привлечь деньги на год, два, а то и больше. Москва компенсирует им до 2/3 от ставки рефинансирования. Как известно, сейчас она равна 25%, и если из них будет погашаться 16%, то на долю предприятия остается всего 9%. Получить достаточно длинные деньги под такой процент - мечта многих. Критерий отбора здесь тот же, что и при компенсации процентной ставки по кредитам, - обязательство увеличить налоги в московский бюджет.

Новой программой уже воспользовались зеленоградский завод "Микрон", Московский комбинат хлебопродуктов, по этой схеме сейчас готовятся выпустить облигации Бабаевская кондитерская фабрика, ликероводочный завод "Кристалл", Очаковский пивзавод, фабрика "Парижская коммуна" и другие. Москва выделила для этого 1 млрд. руб. Возникает вопрос: а насколько при этом велик риск для города? Юрий Сизов уверяет, что он крайне мал. Из 400 предприятий, которым бюджет предоставил за три года компенсации по кредитной ставке, лишь 8 не справились с обещаниями по увеличению налоговых отчислений. Точнее - не смогли увеличить их на оговоренную сумму. Не так уж много. Так что реальная помощь реальному сектору экономики на фондовом рынке уже существует. Нужно лишь грамотно воспользоваться ею.


Олег ВАДИМОВ, 13, стр. 1, 10, Московская промышленная газета
04.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации