Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


Связанные одной цепью

40 000 финансовых сделок уже причислены
к разряду подозрительных
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» требует, чтобы банки, как агенты валютного контроля, сообщали Комитету по финансовому мониторингу (КФМ) обо всех сделках своих клиентов на сумму 600 000 руб. и выше. Российские банки относятся к требованию стучать на своих клиентов с разной степенью восторга. Но таки стучат. А куда им деваться? Хотя можно ли с помощью этого закона выявить реальные сомнительные сделки и деньги - остается пока вопросом.


Глава Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков на днях заявил всем, кому интересно было его услышать (можно предположить - в первую очередь борцам с отмыванием из ОЭСР и FATF), что возглавляемый им комитет получил к настоящему времени порядка 40 000 сообщений о сделках, подозрительных с точки зрения причастности к отмыванию денег. По словам Виктора Зубкова, комитет внимательно анализирует все поступающие сообщения, и, на его взгляд, уже имеется много вопросов к ряду юридических и физических лиц, которые, на взгляд КФМ, «сегодня занимаются тем, что прописано в законе, - отмывают грязные деньги». «Фокус» попытался задать банкирам вопрос, что в их деятельности изменилось с принятием закона, да и вообще - изменилось ли что-нибудь?

Перестали ли деньги утекать из России?
В приватных беседах банкиры говорят, что денег, которые законодатель от испуга перед международными организациями (или просто по недомыслию) отнес к категории «грязных», в экономике России не убавилось. Давно отгремели споры о том, что наша страна чрезмерно ужесточает понятие «грязные деньги», ведь во всем мире грязными считаются только те деньги, которые получены от торговли наркотиками, оружием, проституции и прочего суперкриминального бизнеса. А деньги, которые отечественный законодатель отнес к разряду грязных, скорее добыты с помощью полузаконных схем ведения российского бизнеса, поэтому их можно считать скорее серыми или просто - сокрытыми от налогообложения.

Но долгое отсутствие нормальной законодательной практики в этой сфере, подменявшееся жесткими запретительными ограничениями различного уровня по борьбе с утечкой капитала за рубеж, привело к тому, что «подозрительными» были объявлены все банковские транзакции на сумму свыше 600 000 руб. При этом не был учтен плачевный опыт прошлых лет - уже несколько лет налоговые органы требуют от банков сообщать обо всех движениях средств по счетам физических лиц на суммы свыше $10 000. Это требование привело лишь к тому, что граждане стали аккуратнее относиться к своим финансовым делам и разбивать банковские проводки на более мелкие суммы. В результате банки слегка перестроили спектр финансовых услуг, а налоговые службы так и не получили реальной картины доходов и расходов граждан.

То же самое происходит и с платежами юридических лиц после вступления в силу закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Фирмы-однодневки, использующиеся при обналичивании денег и служившие мишенью для законодателей, Минфина и налоговых органов, никуда не исчезли - просто их владельцы стали осторожнее относиться к финансовым проводкам.

К таким фирмам теперь стали относиться бережнее - срок их жизни продлевают. Откровенные однодневки, которые создавались на месяц и успевали провести один крупный платеж за границу, а потом раствориться, не уплатив налогов, никуда не исчезли (справедливости ради нужно сказать, что и до последних законодательных новаций таких фирм было совсем немного - русский бизнес уже научился работать аккуратнее). Сейчас срок жизни таких фирм заметно удлинился, сумма разовых платежей снизилась, приняты повышенные меры безопасности для вновь создаваемых фирм. На длительный период времени (до шести месяцев) на платежи, которые проводятся через фирмы-однодневки, накладываются определенные ограничения: например, платеж с одной фирмы не более 100 000 руб. в месяц. Одновременно, естественно, увеличивается и количество таких фирм.

Официальные комментарии банкиров о результатах первых двух месяцев работы колеблются от бодро-победоносных типа «наши клиенты и так законопослушны» до осторожно-оптимистичных «все равно этот закон стране когда-то пригодится». Так, заместитель председателя правления АБ «ИБГ НИКойл» Андрей Куликов сказал «Фокусу», что «в целом сразу после введения закона в действие наблюдалось уменьшение вкладов населения, но сейчас тенденция другая: объем вкладов восстановлен и увеличивается». Но всем интереснее даже другое: изменились ли объемы операций клиентов после вступления в силу закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и изменились ли сами схемы платежей клиентов? Председатель правления Русского банка развития Сергей Иванов считает, что в целом не изменились: «Можно отметить некоторое беспокойство клиентов сразу после введения закона, но в настоящее время клиенты РБР работают в обычном режиме. А беспокойство понятно: люди живут в постоянном ожидании подвоха от государства. Приучены».

Под подозрением все
Центробанк разработал нормативные документы, на основании которых службы внутреннего контроля банков должны отслеживать подозрительные сделки и сообщать о них в КФМ. В некоторых банках еще до принятия закона были созданы подобные службы, и работали они, основываясь на самостоятельно разработанных методиках. Многие банкиры говорят, что, принимая закон, Дума совершенно не учла опыт работы банков в этой области, поэтому нормативные инструкции ЦБ получились тяжелыми, а их требования плохо реализуются на практике.

Некоторые банки считают, что поскольку они работают с VIP-клиентурой, то в секторе обслуживания лиц с высоким уровнем дохода никаких негативных изменений, связанных с оттоком средств или изменением привычных условий работы, не происходит и не предвидится. Стало быть, и тяжеловесные конструкции Центробанка им не помеха. Но Сергей Иванов из РБР считает: «Механизм контроля за деятельностью клиента, предложенный в нормативных документах ЦБ, чрезмерно усложнен, громоздок и зачастую противоречив. Руководствуясь им, банк должен отнести к разряду подозрительных практически любые операции клиента. В такой ситуации и государство не сможет выявить реально подозрительные операции». Стало быть, Центробанк будет дорабатывать свои инструкции на основе подзаконных актов, которые все же должны разъяснить банкирам не то, какая сумма операции должна считаться подозрительной, а то, как по косвенным признакам выявить-таки сомнительную транзакцию их клиента.

Возникает и другой вопрос - позволяют ли полностью соблюдать конфиденциальность клиента и требования самого закона нормативные инструкции ЦБ, в которых прописаны конкретные механизмы контроля? Андрей Куликов из «НИКойла» полагает, что действие закона и инструкции Банка России направлены на противодействие легализации доходов, полученных от преступных действий, в отношении которых не должно и не может быть тайны: «Учитывая этот факт, законодатель предусмотрительно разрешил потенциальное противоречие, разъяснив в пункте 8 статьи 7 главы II федерального закона, что предоставление сведений в целях, которые предусмотрены настоящим законом (противодействие легализации доходов, полученных преступным путем), не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайн».

Окончание читайте в журнале "Русский Фокус".



ЕЛЕНА ГОСТЕВА, №12(49), 8-14 апреля 2002г, Журнал "Русский Фокус"
08.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации