ВИКТОР ЗУБКОВ "ПОШЕЛ" В ГЕНПРОКУРАТУРУ РАССКАЗЫВАТЬ О СОМНИТЕЛЬНЫХ СДЕЛКАХ КЛИЕНТОВ БАНКОВ
Вчера глава Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков заявил, что в мае предоставит FATF материалы для исключения России из черного списка стран, не борющихся с отмыванием "грязных" денег. Для этого комитет уже направил в Генпрокуратуру ряд материалов о сомнительных сделках. Однако эксперты полагают, что этого ничего не изменит: банки все равно будет предпочитать обходить закон, чтобы не потерять своих клиентов.
из виртуальности в реальность
В феврале контролеры измеряли информацию, которую им предоставляют банки в соответствии с законом о противодействии отмыванию преступных доходов, только в мегабайтах. По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, за два дня работы комитета из банков было получено 6, 3 мегабайта информации о подозрительных сделках. Вчера глава КФМ Виктор Зубков перевел виртуальные операции в реальные. По его словам, на сегодняшний день комитет получил порядка 40 тысяч сообщений о сделках, подозрительных с точки зрения причастности к отмыванию денег. "Теперь мы видим, как эти финансовые потоки рассредоточены по России, - констатировал глава комитета на специально организованной Интернет-конференции. - Мы внимательно анализируем все сообщения, и у нас уже есть вопросы к ряду юридических и физических лиц, которые, на наш взгляд, сегодня занимаются тем, что отмывают "грязные" деньги". По его словам, ряд материалов КФМ уже направил в Генеральную прокуратуру.
"подозрительный" ЗИЛ
По мнению экспертов, ничего удивительного в такой активности комитета нет. "Если в точности следовать инструкции ЦБ, в которой прописан перечень сомнительных операций клиентов, которые подпадают под категорию сомнительных, то в таком случае банки могут каждый день отправлять в КФМ по целой дискетке сделок", - пояснил Газете председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк. Причем зачастую "бдительность" комитета доходит до абсурда. "Если, к примеру, ЗИЛ решит провести через банк 500 тыс. долларов для того, чтобы построить забор, то по инструкции эта операция будет расценена как не характерная для этого хозяйствующего субъекта", - отмечает Железняк. Правда, как признался Газете представитель одного из банков, кредитные организации предпочитают решать возникающие проблемы без участия КФМ. "В любом крупном банке есть служба программного обеспечения, которая позволяет отслеживать подозрительные сделки, не привлекая к этому КФМ, - пояснил собеседник Газеты. - Мы предпочитаем решать проблемы сами, так как потеря крупного клиента - это серьезная угроза для бизнеса банка".
в июне - на "свободу"
Тем не менее контролеров из КФМ трудности не пугают. По словам Виктора Зубкова, уже в мае комитет направит в FATF материалы для исключения России из черного списка стран, не борющихся с отмыванием денег. "Мы сейчас составляем стратегический план вывода России из черного списка с тем, чтобы в ближайшие месяцы после июньской сессии мы были из него исключены", - пояснил Зубков. На чем основывается уверенность главы КФМ, пока не понятно. Делегация FATF, которая в конце марта проработала в Москве больше недели, уехала, не выдав никаких авансов на то, что на июньской сессии FATF может проявить благосклонность к России. Пока надежду на исключение из черного списка FATF получили только две страны: Венгрия и Сент-Китс и Невис (острова в Вест-Индии).
Более того, члены делегации в кулуарах намекали на то, что российские банкиры больше блюдут интересы своих клиентов, чем следуют букве закона. И не проявляют должной лояльности к закону. Тем не менее Александр Железняк не исключает, что на июньской сессии FATF Россию могут вычеркнуть из черного списка. "Хотя реально закон начнет работать нескоро, - полагает эксперт. - Только по одному платежу нельзя сделать вывод о незаконности операции, для этого нужна хотя бы минимальная проверка, которая требует времени и денег".
Фотограф: Юрий Штукин /Газета
ВИКТОРИЯ АБРАМЕНКО, 59, стр. 10, Газета
03.04.2002
|