ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ
Банк стучит, контора пишет
Вот уже 14 дней как банки стучат но своих клиентов. В самом что ни на есть прямом смысле этого слово. И делают это на абсолютно законных основаниях. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" просто обязывает их к такому виду "творчества", начиная с 1 февраля 2002 года. Томские банки - не исключение.
В конце каждого рабочего дня управляющий банком (президент, директор, начальник) просматривает отчет о прошедших через его счета операциях. Выбирает "подозрительные", "запаковывает" и через томское отделение Центробанка по специальному каналу шлет в Москву - в финансовую разведку. Официально она называется комитетом по финансовому мониторингу при Министерстве финансов.
Александр Дружков - начальник главного управления Центробанка по Томской области - говорит, что из Томска такой информации уходит предостаточно. Но он понятия не имеет, о чем она: все тщательно закодировано, так что банковская тайна соблюдена.
Он не видит ничего предосудительного в новой идее государства, так как практика подобного рода существует и в Америке, и в Европе. Таким способом весь цивилизованный мир борется с отмыванием нарко- и другого рода "грязных" денег. И, если бы в России не ввели такую же процедуру, страна стала б просто изгоем в глазах мировых политиков и финансистов.
А что еще мог сказать Дружков? Он человек государев. Нравится, не нравится - обязан проповедовать позицию "работодателя". Но вот что странно: многочисленные коммерческие банкиры, которых я обзвонил, тоже ни видят в этом законе ничего "подозрительного". Да и к самому закону относятся почти что с радостью.
- Все давным-давно поделено, - сказал управляющий Томским филиалом Росбанка Чингиз Акатаев. - Закон ввели слишком поздно. Если бы, например, он действовал во время первой волны приватизации, то государство не лишилось бы своей собственности за бесценок.
Что до банковской тайны, то что народ смешить? Никакой тайны у нас сроду не было, считают банкиры. Все они просто обязаны отвечать на запросы налоговой полиции, инспекции и прочих силовых структур. И делают это чуть ли не каждый день. Поэтому им этот закон даже на руку. Их роль в чьем-то бизнесе возросла кратно. Если раньше они просто передавали информацию силовикам, то теперь получили право ее "оценивать".
Прежде чем доложить спецорганам о сделке, управляющий решает, "подозрительная" она или нет. В законе "об отмывании" критерии "подозретельности" слишком размыты. Вроде бы банки должны информировать разведчиков о всех сделках, размеры которых зашкалили за 20 тысяч долларов, при условии что фирма зарегистрирована менее трех месяцев назад. Или если она вообще показалась "сомнительной"...
Возможен ли тут, скажем мягко, творческий подход к полученной информации? Разумеется, все банкиры отвечали на этот вопрос одинаково: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!" И даже спешили продемонстрировать преданность клиенту.
- Мы люди законопослушные, но сразу сказали, что в первую очередь будем отстаивать интересы клиента, - прокомментировал начальник управления по работе с клиентами томского Альфа-банка Анатолий Жуков. - Так что злоупотребления информацией исключены. Какие сведения отправлять в разведку - у нас решает Москва. А у нее нет интриг на территории - москвичи тут просто никого не знают.
Все так, но жизнь гораздо интересней любых деклараций. По итогам каждого квартала "разведка" грозит устраивать массовые проверки банков на предмет исполнения "отмывочного" закона. Нарушителей ждет отзыв лицензии (в самом страшном варианте). Поэтому информацию слать будут, кто бы что ни говорил.
Впрочем, опрошенных мною "клиентов" закон тоже вроде бы не испугал (хотя поначалу, конечно, было не по себе). Все ведь умные. Никому и в голову не придет (и не приходит уже очень давно) проводить "подозрительные" сделки официально. Да что там сделки! Иногда управляющий банком сам регулирует так называемый "черный нал", который крутится около его банка. Все знают список банков, где кредит можно получить "вчерную", не оформляя никаких официальных бумаг. Так разве банкир себе враг? Разве он не догадается показать "все как надо"?
А в "разведку" уйдет очередная "туфта", которой эта контора захлебнется очень скоро. Проанализировать ее просто невозможно. Даже в суперкомпьютеризированной Америке то и дело всплывают скандалы с "подозрительной" экономикой. Что уж о нас говорить?
Виктор МОНАРХОВ, 17, стр. 2, Вечерний Томск
14.02.2002
|