Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


ПРИКАЗАНО ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ

В первые месяцы начавшегося года сделан ряд важнейших шагов, способствующих легализации российского бизнеса: принят закон о борьбе с отмыванием преступных денег, введены таможенные схемы, препятствующие "серому" импорту, создана финансовая разведка, вступил в силу Трудовой кодекс.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ

С 1 февраля действует Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (07.08.2001 N 115-ФЗ).

Контролю отныне подлежат все сделки на сумму свыше 600 тыс. руб. Закон обязывает всех по первому требованию надзорного органа предоставлять самую полную информацию по подобным сделкам. Рычагом воздействия на тех, кто отказывается представить данные, станет лишение лицензий на осуществление их деятельности.

Для отслеживания преступных доходов в России уже создан и начал работать Комитет финансового мониторинга (КФМ) при Министерстве финансов. Центробанк ввел в действие электронную систему передачи данных из коммерческих банков в КФМ, в составе КФМ уже создается специальное подразделение из бывших сотрудников правоохранительных органов - МВД, ФСБ и прокуратуры, которые будут анализировать поступившую информацию и передавать ее в соответствующие подразделения силовых структур. Комитет займется также проблемой исключения доступа террористов к финансовым системам в соответствии с рекомендациями FATF, разработанными после терактов 11 сентября. КФМ не будет выполнять функции оперативно-следственных органов, а станет информационно-аналитическим финансовым центром. Это соответствует мировой практике по разделению, в рамках борьбы с отмыванием денег, оперативно-следственной деятельности и финансовой.

Несмотря на наличие в российском законодательстве закона о противодействии отмыванию денег и специального органа, призванного отслеживать движение таких денег, FATF - международная организация, борющаяся с отмыванием денег, - так и не исключила Россию из "черного списка" стран, где не преследуется легализация преступных денег. Отрадно, тем не менее, что FATF все же отметила позитивные сдвиги, произошедшие в России, и даже согласилась на включение КФМ РФ в группу "Эгмонт", объединяющую подразделения финансовой разведки 58 стран мира. В марте в Россию должны приехать с проверкой эксперты FATF. Если их заключение будет положительным, то мы сможем надеяться на исключение из "черного списка" к середине 2002 года.

FATF отслеживает ситуацию с наличием "грязных" денег не только в отношении целых стран, но и отдельных корпораций и банков. Поэтому FATF удивили заявления некоторых российских банков о том, что они не станут выполнять требования по предоставлению информации о подозрительных сделках. Согласно закону банкиры обязаны сообщать в КФМ не только о транзакции с деньгами свыше 600 тыс. руб. (независимо от того, преступные они или нет), но и о сделках на меньшую сумму, попадающих под определение "подозрительных". Банки в этой ситуации понять можно, они пытаются добавить себе очки в глазах клиентов, якобы беспокоясь о банковской тайне, однако такое поведение может им выйти боком. КФМ уже предупредил, что подобные заявления банков означают, что они не выполняют закон и указания Центробанка РФ. А это, как известно, имеет следствием внесение данного банка в черный список FATF.

Как заявил при своем назначении на пост главы КФМ - первого заместителя министра финансов Виктор Зубков, борьба с отмыванием денег - это часть работы по введению в обществе ясных и понятных правил игры в экономике; кто не замешан в преступлениях должен только приветствовать подобные действия властей. По словам же одного из авторов закона, председателя подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павла Медведева, документ не будет очень эффективен, ведь его изучают и преступники, поэтому только самые глупые из них могут попасться. Медведев также считает неудачным название закона. "Если о сделке сообщается в специальный орган, - говорит он, - это еще не значит, что проведший эту сделку будет наказан, ведь сделка может быть чистой. Закон надо было назвать по-другому, но сложившаяся международная традиция заставила назвать закон именно так".

ТАМОЖНЯ

Легализация объявлена задачей номер один и в таможенной сфере. В феврале Государственный таможенный комитет ввел новые правила ввоза бытовой техники и электроники (приказ ГТК РФ от 28.11.2001, N 1132 "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров отдельной категории"). Новый порядок декларирования товара разделит импортеров на две категории, к которым будут применяться принципиально разные схемы оформления товара.

Импортер может выбрать новую схему, при которой товар на таможне пройдет без задержек: заполнить декларацию и заплатить таможенную пошлину нужно будет предварительно, пока товар в пути. В таком случае фуры с техникой пройдут на таможне по "зеленому коридору", без остановок и досмотра, что обычно занимает несколько дней.

Три десятка крупных легальных импортеров уже согласились работать по этой схеме.

Для тех, кто не имеет достаточных оборотных средств, чтобы уплатить пошлину заранее, будет действовать прежний порядок декларирования: остановка на таможне, заполнение декларации и уплата таможенных платежей. При этом старый порядок декларирования станет своего рода ситом для отлова недобросовестных импортеров, введен стопроцентный досмотр с обязательной выгрузкой товара.

Старая схема декларирования давала недобросовестным импортерам массу возможностей ввозить "серый" импорт, минимизируя таможенные платежи. Машины досматривались выборочно, что позволяло указывать в декларации заниженное в несколько раз количество товара и, значит, платить в несколько раз заниженные таможенные сборы. Охватить всех импортеров тотальным досмотром не получалось у таможенников чисто технически. Поэтому и было решено тех, кто заплатил пошлину заранее, пропускать без остановок, остальные же автоматически попадают под подозрение и досмотр и томятся на таможне.

Где гарантия, что по "зеленому коридору" не попытаются проникнуть нечестные импортеры? Как объясняют в ГТК, по новой схеме невозможно пройти, не уплатив пошлину в полном объеме, ведь таможенники давно знают, какое количество каждого вида техники помещается в фуру. Если декларант готов заранее заплатить полный размер пошлины за этот объем товара, то груз досматривать не будут. Однако если импортер уверяет, что вместо 400 телевизоров он везет всего 200, что машина якобы заполнена наполовину, и хочет уплатить половинную пошлину, то досмотр и подсчет товара ему обеспечен.

Крупные импортеры довольны новым порядком: если они растаможивались "вбелую", то для них никаких потерь не предвидится, разве только пошлину придется заплатить на неделю раньше. При этом они не опасаются, что предварительная уплата таможенных сборов лишит их оборотных средств: $300 за фуру неделей раньше для них не катастрофа. По словам президента Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александра Плятцевого, легальные импортеры не будут тратить на таможне время, нервы и деньги на взятки, чтобы товар прошел побыстрее.Новые правила ввоза техники, объясняют в ГТК, должны пресечь лазейки "серому" импорту. Однако стоит помнить, что "серым" путем в страну ввозится две трети от общего объема импорта бытовых приборов. Если с рынка исчезнут все товары, ввезенные таким полулегальным путем, это не замедлит сказаться на ценах розничного рынка.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

России удалось увеличить квоты на экспорт российской стали в Европу. В конце 2001 года истек срок действия пятилетнего соглашения между Россией и Евросоюзом о поставках стали. Ситуация на мировом рынке стали неблагоприятна, что обусловлено перепроизводством стальной продукции и избытком производственных мощностей, сокращающимся спросом и падением цен. Страны Евросоюза стараются если не закрыть, то, по крайней мере, ужесточить условия доступа на свои рынки российской стали: путем введения ограничительных квот.

Крупнейшим российским экспортерам стали: "Северстали", Магнитогорскому и Новолипецкому металлургическим комбинатам - удалось пролоббировать свои интересы. Российское правительство на переговорах со странами Евросоюза добилось-таки от Европы увеличения квот. Квоты на поставки российской стали в 2002 году будут на 28% больше, чем в 2001 году. В 2003 и 2004 годах квоты увеличатся еще на 2, 5% ежегодно, а в случае отмены Россией экспортных пошлин на лом черных металлов они увеличатся еще на 12%, либо пропорционально размеру снижения пошлин. Нынешнее соглашение действует в течение 3 лет, однако в случае вступления России в ВТО оно будет аннулировано, так как квотирование во взаимной торговле между странами-членами ВТО противоречит уставу этой организации.

БАНКРОТСТВА

В начале года налоговое ведомство подвело итоги массовой кампании по реструктуризации налоговой задолженности предприятий. В отношении тех, кто не успел до 1 декабря 2001 года подать заявление о рассрочке долгов, государство начало применять процедуру принудительного взыскания. Все еще имеют возможность ходатайствовать о рассрочке долга предприятия оборонки, и то лишь до 1 апреля.

Возможность растянуть уплату своего долга предприятиям дана на 10 лет, если же погашение задолженности будет идти более быстрыми темпами, то часть ее налоговики могут с предприятия списать. На реструктуризацию пошли 45 тыс. предприятий. Однако тех, кто решил по долгам не платить, - намного больше. Если долги предприятий, реструктурировавших задолженность, равняется 386 млрд руб., то тех, кто скрывается - 535 млрд.

По словам начальника Управления налоговой задолженности МНС Сергея Хурсевича, налоговое министерство уже пустило в ход весь арсенал форм принудительного взыскания: банкротства, аресты имущества, ликвидация предприятий. МНС усилило взаимодействие с судебными приставами, начало работу по выявлению предприятий, не предоставляющих отчетности вообще или дающие "нулевую" отчетность". По подсчетам налоговиков, резерв к взысканию с таких "нулевых" предприятий - 110 млрд руб.


Ирина СКЛЯРОВА, 3, стр. 18-19, БОСС
25.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации