К 10-ЛЕТИЮ ВЫХОДА УКАЗА "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"
4 апреля 1992 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Как было сказано в Указе, коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.
Коррупция как социально-юридическое явление известна с того момента, как зародилось человеческое общество. В России это всегда был один из самых острых вопросов: пытались бороться с ней и Иван Грозный, и Петр I. Наиболее осмысленная попытка поставить барьер продажности чиновников была предпринята в 1864 году, когда принимали новый устав уголовного судопроизводства. Ленин один из первых указов посвятил борьбе с коррупцией. В эпоху Сталина жесткая дисциплина в борьбе с этим социальным злом свела коррупцию практически на "нет".
В феврале 1962 года Никита Хрущев направил в Президиум ЦК КПСС записку "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства", в которой говорилось, что коррупция в стране затронула высшие звенья государственного управления, что взяточничество проникло в Госплан, другие министерства и ведомства. Особенно подробно в записке Хрущева рассказывалось, что эти явления проникли и в суд, прокуратуру, адвокатуру. В записке Хрущев обосновывал необходимость укрепления партийно-государственного контроля, а по сути - проведения реформы контрольных, партийных и государственных органов страны.
Пытались бороться с коррупцией в Советском Союзе и при Леониде Брежневе.
В современной России из-за преступлений, связанных с взятками, подлогами, вымогательством, государство ежегодно несет ущерб до 20 млрд долларов. Но при этом коррупция относится к такому виду преступлений, которые довольно сложно пресекать. По данным криминологов, выявляется лишь только 5 процентов преступлений, связанных с получением взяток. Какой-либо определенной статистики, которая конкретно показывала бы, сколько преступлений можно отнести к именно коррупционным делам, не существует. Это отчасти происходит потому, что преступление раскрывается не по факту совершения преступления, а по факту выявления. Это еще раз показывает необходимость совершенствования методов борьбы с коррупцией.
Недавно в Государственной Думе началось обсуждение седьмого по счету варианта закона о борьбе с коррупцией. Все предыдущие проекты, начиная с 1993 года, так и не приобрели статус закона.
В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог. Положения о борьбе с коррупцией содержатся в Федеральном законе <Об основах государственной службы>, принятом в июле 1995 года. Те же ограничения и требования по отношению к муниципальным служащим изложены в Федеральном законе <Об основах муниципальной службы в Российской Федерации>, принятом в декабре 1997 года.
Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба налоговой полиции.
29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет /НАК/, первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.
1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем". Закон дает определение "нестандартной сделки", которая могла быть заключена на основе средств, добытых преступным путем. Контроль будет осуществляться за проведением "нестандартных сделок", объем которых превысит 600 тысяч рублей /30 тыс долларов/.
Документ предусматривает создание механизма сбора и анализа информации об организациях, получающих доходы преступным путем.
На основании данного закона c 1 февраля 2002 года начал действовать в полном объеме Комитет по финансовому мониторингу /КФМ/ - /"финансовая разведка"/, созданный указом президента РФ от 1 ноября 2001 года "Об уполномоченном органе по противодействию легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем". КФМ - самостоятельное государственное учреждение, структурно входящее в систему министерства финансов, его возглавил Виктор Зубков, одновременно назначенный первым заместителем министра финансов РФ.
Комитет должен выполнять все функции, которые определены Законом о борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 4 апреля/.
РИА "Новости"
04.04.2002 2:28:00
|