Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


Жандармы XXI века

FATF наводит порядок в мировых финансах

Созданная в 1989 году странами Организации экономического сотрудничества и развития рабочая группа по противодействию отмыванию денег долгое время не могла найти себе достойного места в международной финансовой системе. Но в последние два года недостатки взросления с лихвой компенсированы: теперь FATF во всем мире или боятся, или уважают.

Слава пришла к FATF в десятилетнем возрасте, когда в июне 2000 года группа составила и опубликовала «черный список» стран, не соответствующих разработанным самой группой 40 критериям борьбы с отмыванием (основные из них -- наличие законодательства и специального органа по противодействию отмыванию). Ключевую роль в усилении FATF сыграли страны «семерки», когда после азиатского кризиса они осознали, что «традиционные» механизмы вроде МВФ не имеют инструментов диагностики и воздействия на рынках капитала. Понятно, что появление «черных списков» всеми, кроме «семерки», было воспринято как «конфронтационный метод». Однако и развивающиеся страны с МВФ оказались заложниками ситуации: все, кто критиковал методы FATF, рисковали тут же получить клеймо «пособника» отмыванию преступных доходов. Но и в Вашингтоне, где, как считается, формулировалась политика FATF, и в Париже, где находится штаб-квартира рабочей группы, понимали: даже семь развитых стран не могут навязать остальному миру правила игры на финансовом рынке, нужно искать союзников. Нельзя сказать, что эта задача не выполнена: число стран, участвующих в работе FATF, увеличилось к сегодняшнему дню с 7 до 28.

Переломным моментом в судьбе борцов с отмыванием стала прошлогодняя весенняя сессия МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне. Тогда при мощнейшем давлении представителей «семерки» был рассмотрен вопрос о признании 40 критериев FATF международными стандартами, рекомендуемыми к исполнению Международным валютным фондом. Отзвуки жесточайшей дискуссии, которая велась в основном в кулуарах сессии, доходили и до публичных выступлений. Так, в заявлении представлявшего Россию вице-премьера Алексея Кудрина говорилось: «Мы возражаем более всего против процедур FATF, против методов, используемых этой организацией для достижения своих целей. Мы убеждены, что в публикации «черных списков» отразилась политика конфронтации, а угрозы применения санкций абсолютно неприменимы в контексте международного сотрудничества и координации действий, и такая практика может быть только пагубной».

Точка зрения самого МВФ примерно соответствовала российской позиции: фонд выразил готовность работать вместе с FATF над унификацией стандартов противодействия отмыванию, но при негласном условии прекращения практики публикации «черных списков». Однако давление «семерки» было настолько велико, что в итоге противостоять своим главным акционерам Фонд не смог -- очередной список FATF появился спустя полтора месяца. Тогда же обнаружился раскол в «семерке»: новая американская администрация в лице министра финансов Пола О`Нила заявила, что США никогда и никому не позволят диктовать «какой-либо стране уровень налогов». Все дело в том, что американские законы мягче по отношению к банкам, чем европейские, и разрешают им пользоваться офшорными зонами. Впрочем, маховик FATF к тому времени было уже не остановить.

Многие страны осознали, что проявлять «кооперативность» по отношению к FATF дешевле, чем жить с клеймом «некооперативности». Целый ряд офшорных государств изменили законодательство, ужесточив требования к финансовой отчетности; Россия приняла закон о противодействии отмыванию незаконных доходов и создала финансовую разведку -- Комитет по финансовому мониторингу. Но о переломе в позиции FATF говорить слишком рано. Хотя эксперты группы и отмечают «определенный прогресс» в большинстве стран из «черного списка», сам список пока практически не сокращается. С другой стороны, и массового применения санкций не происходит. Единственное государство, в отношении которого были применены карательные меры, -- Науру. В декабре прошлого года FATF объявила о санкциях к этому небольшому островному офшору, и в феврале Франция первой запретила своим банкам совершать операции на сумму свыше 7 тыс. долл. с зарегистрированными в Науру компаниями без уведомления французской финансовой разведки.

Применение санкций Парижем не случайно. Именно французский премьер Лионель Жоспен подхватил выпавшее из рук США знамя борьбы за чистоту финансов. В феврале в столице Франции на конференции парламентариев ЕС была принята декларация, которая установила новую планку для антиотмывочных стандартов: документ предлагает правительствам Европы закрепить законом фактическую блокаду со стороны европейских компаний и банков в отношении офшорных стран. В том, насколько готовы окажутся европейские политики к такому радикализму, большую роль может сыграть исход президентских выборов во Франции. FATF кровно заинтересована в том, чтобы к власти пришел Лионель Жоспен и кампания по борьбе с отмыванием (полгода назад она сама собой переименовалась в борьбу с финансированием терроризма) набирала обороты.


Иван ГОРДЕЕВ, №58, Время Новостей
03.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации