ПРОВЕРЬ СЕБЯ САМ
О результатах доложи спецуполномоченному
Опубликовано постановление ФКЦБ "О внутреннем, контроле за профучастниками рынка ценных бумаг". Профучастники, признавая нужность документа, жалуются на возросшую бюрократизацию, сопровождающую операции с ценными бумагами, которая не приведет к росту эффективности контроля.
Документ уточняет некоторые вопросы порядка внутреннего контроля в связи с вступившим в силу в феврале законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, порченных преступным путем". Заместитель председателя ФКЦБ России Геннадий Колесников заявил: "Изменения прежде всего касаются профессиональных участников, совмещающих свою деятельность на фондовом рынке с иной деятельностью. разрешенной законодательством. В частности, теперь контролер ... профучастника. совмещающего свою деятельность на фондовом рынке с иной деятельностью, может осуществлять как деятельность ... по осуществлению внутреннего контроля, так и руководство другими подразделениями организации. функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг". При условии, конечно, что контролер "не имеет права подписывать от имени юрлица-профучастника платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей этого юридического лица. их осуществлением и исполнением".
Теперь профучастники обязаны проверять все операции - не только те, что подлежат проверке по ст. 6 закона "О противодействии..." - на предмет возможного отмывания преступных доходов. Правила внутреннего контроля профучастника должны быть дополнены определением подозрительных с этой точки зрения операций. Вся эта дополнительная деятельность становится частью системы внутреннего контроля, за который отвечает руководитель организации.
Интересно, что Центральный банк еще осенью принял и разослал в подведомственные ему коммерческие банки соответствующую инструкцию, где достаточно подробно описывается, что именно требуется от соответствующих служб, каковы критерии "подозрительности" операций и т.п. У банков было время подготовиться - нанять при необходимости дополнительных сотрудников, установить компьютерные программы и т.п. Профучастники фондового рынка оказались в этом отношении в худшей ситуации - им теперь придется в определенном смысле догонять движущийся поезд.
Поезд, правду сказать, движется еще очень медленно: правительству лишь предстоит выпустить постановление. которым будет определен список стран, "подозрительных" с точки зрения возможного отмывания денег. Не определен также и порядок сообщения соответствующей информации в комитет по финансовому мониторингу. Поэтому. строго говоря, профучастники будут в лучшем случае накапливать информацию о сделках, кажущихся им подозрительными, но как и в какой форме ее сообщать, пока неизвестно. Понятно, что это не вызывает у них восторга. "Мы хотим четких правил (по борьбе с отмыванием денег), мы к ним готовы, мы хотим, чтобы Россия была нормальным цивилизованным государством. и считаем, что это совпадает с интересами наших клиентов. Внутренний контроль у участников любых финансовых рынков - кредитного или фондового - разумен и необходим, это сомнений ни у кого не вызывает. Поэтому мы и хотели бы полной ясности, например, в отношении критериев подозрительности сделок, - говорит заместитель генерального директора инвестиционной компании "Проспект" Эдуард Нейгебауэр.
- Сегодня у нас могут быть одни критерии, а у контролирующих органов - другие. Нам не нравится такая ситуация, когда нам будут говорить - вот эта сделка подозрительная. а мы отвечать - нет. самая обычная. Но без четко определенных критериев такие ситуации могут возникнуть. То же относится и к форме сообщения о таких сделках в КФМ - она до сих пор не утверждена".
Пока документ, принятый еще в конце года, проходил утверждение в Минюсте. некоторые профучастники уже перестроили свои службы внутреннего контроля. Директор конъюнктурно-аналитического департамента МФК Валерий Петров сказал: "По сути правильное положение резко снижает рентабельность операций, к примеру, спецдепозитариев. Приходится заполнять уйму дополнительных документов, сообщая ФКЦБ и о серьезных, и о технических нарушениях. А поскольку технические ошибки совершаются профучастниками с большой регулярностью, процесс внутреннего контроля становится трудоемким и поглощает массу времени - ведь дополнительные бумаги (отчет об устранении нарушений) нужно напечатать, заверить подписями и печатями. И доставить в ФКЦБ. Это все деньги и время сотрудников".
Ресурсы ФКЦБ по обработке такой массы документов ограничены, и вряд ли она сможет оперативно реагировать на нарушения. "Кстати, при желании комиссия могла бы в рамках проверок узнать всю информацию - внутренний мониторинг нарушений ведется в любом профучастнике, - говорит Валерий Петров. - Все равно разбирательство ведется постфактум, а оперативно предотвращать сделки по легализации вряд ли получится".
Ситуация до боли напоминает то, что творится с раскрытием информации - в ФКЦБ не хватает комнат для складирования проспектов эмиссии, отчетов о выпусках и т.д., а информация, которая там содержится, на рынок не попадает. Или попадает из других источников.
***
ПРОГНОЗ
Для участников рынка последствия документа ФКЦБ пока минимальны. Появится ли у регулирующих органов масса информации о подозрительных сделках, вопрос открытый. Но кто и как будет на нее реагировать, зависит в большой степени от отработанности процедур и, главное, от желания этим заниматься в самих госорганах. Судя по сегодняшней ситуации, сделать в этой сфере предстоит очень многое.
Антон ПРИШВИН, Иван СВЕРЧКОВ, #619, стр. 1, 2, Финансовые известия
28.03.2002
|