ИНВЕСТОР ПОД МИКРОСКОПОМ
7 августа 2001 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон), который вступает в силу 01.02.01 г. Цель Закона - создание государственно-правового механизма, призванного противодействовать легализации доходов полученных преступным путем, или попросту - "отмыванию денег" (money laundering).
Подобные законы есть во многих странах мира. Существуют специально созданные организации по борьбе с отмыванием денег. Одна из наиболее авторитетных организаций - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering) (далее - FATF), межправительственная организации со штаб-квартирой в Париже. Ее цель - разработка стратегии борьбы с отмыванием денег.
Сегодня в состав FATF входят 29 стран, которые обязались подчиняться рекомендациям FATF и подлежат многостороннему надзору и взаимным проверкам. В частности, FATF разработала документ под названием "Сорок рекомендаций" (Forty Recommendations), содержащий общие принципы борьбы с отмыванием денег. Несмотря на то что Россия не является членом FATF, очевидно, что некоторые из рекомендаций FATF были приняты во внимание при подготовке Закона.
FATF ежегодно публикует рейтинги неблагоприятных (с точки зрения борьбы с отмыванием денег) стран. Рейтинг публикуется с комментариями в виде списка из 20 "некоалиционных" (non-cooperative) стран, в который попадают страны со слабым законодательством по борьбе с отмыванием денег и страны с неблагоприятной обстановкой в этой сфере. Россия в течение последних лет является "почетным членом" этого рейтинга наряду с такими странами, как Египет, Ливан, Нигерия и ряд других стран, в числе которых преобладают оффшорные зоны (Кипр, о-ва Кука, Доминика и др.).
Справедливости ради надо сказать, что в прошлогоднем рейтинге "некоалиционных" стран, несмотря на присутствие в нем России, был дан положительный прогноз по поводу борьбы с отмыванием денег в ней. Позитивную оценку получил и Закон, который учел положения "Сорока рекомендаций".
В то же время отмечается, что России пока не удается эффективно бороться с отмыванием денег. Страна неохотно сотрудничает с международными правоохранительными органами, не предоставляет всю необходимую информацию для проведения расследования по уголовным делам, проводимым иностранными следственными органами.
"Сорок рекомендаций" FATF (далее - Рекомендации), а точнее рекомендации параграфа "С", который называется "Роль финансовой системы в борьбе против отмывания денег", легли в основу Закона. Это позволяет дать положительный прогноз рейтинга России на будущий год.
ЧТО ИЗ "СОРОКА РЕКОМЕНДАЦИЙ" УЧТЕНО В ЗАКОНЕ?
Пункт 8 устанавливает сферу действия Рекомендаций по субъектам. В нем говорится, что Рекомендации "должны применяться не только к банкам, но также и к небанковским финансовым учреждениям". Определения небанковских финансовых учреждений не дается. Ст. 5 Закона, учитывая рекомендации FATF, дает закрытый перечень организаций, "осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом".
Можно полагать, что под организациями, "осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом", подразумеваются в том числе и "небанковские финансовые учреждения", о которых говорится в п. 8. К ним относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств; ломбарды.
В пункте 9 говорится о том, что соответствующие государственные органы должны предусмотреть применение Рекомендаций "к проведению финансовых операций фирмами или профессиональными лицами, не являющимися финансовыми учреждениями". Перечень финансовых операций, проводимых такими "фирмами или профессиональными лицами, не являющимися финансовыми учреждениями", дается в Приложении к Рекомендациям. В частности, FATF к таким операциям относит и некоторые виды операций, которые по российскому законодательству не могут осуществляться "фирмами или профессиональными лицами, не являющимися финансовыми учреждениями". Например, услуги по переводу денег, обмен денег, предоставление ссуд. Можно сказать, что Закон учитывает эти рекомендации, так как перечисленные операции подпадают под деятельность банков и других финансовых учреждений.
Положение пункта 10 запрещает "вести анонимные счета или счета под явно вымышленными именами". Уполномоченным надзорным органам рекомендуется предъявлять финансовым учреждениям требования по обязательному "установлению личности клиента на основании официального или иного заслуживающего доверие документа, удостоверяющего личность, по ведению учета данных о личности клиента". В отношении клиентов - юридических лиц рекомендуется "проверить правовую обоснованность существования клиента и его организационно-правовую структуру путем истребования доказательств его образования", а также "проверить действительность полномочий и установить личность того лица, которое претендует на право действовать от имени клиента".
Пункт 1. ст. 7 Закона предусматривает обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и другим имуществом, "идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам". Та же ст. 7 (п. 5) запрещает кредитным организациям "открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т. е. без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации".
Пункт 12 обязывает финансовые учреждения "вести учет документов, удостоверяющих личность клиента, данные учета по счетам и деловую корреспонденцию в течение пяти лет после закрытия счета". Закон немного изменил формулировку Рекомендаций. Пункт 4 ст. 7 Закона гласит: "Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье (сведения о клиенте и сделке - А. А.), а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет". С какого момента должны отсчитываться эти пять лет, Законом не определено.
В Пункте 14 сказано, что "финансовые учреждения должны уделять особое внимание всем сложным, необычно крупным операциям и операциям, проводимым по необычной схеме, не имеющим видимой экономической, ни явной правомерной цели". В законе содержится аналогичное положение. Пункт 2 ст. 7 Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать информацию о сделках, носящих "запутанный или необычный характер, не имеющей очевидного экономического смысла и очевидной законной цели". Такая формулировка достаточно опасна. Зачастую трудно определить, насколько та или иная операция экономически обоснованна. Одна и та же сделка может носить необычный характер для одной стороны, но быть обычной для другой. Пункт 15 обязывает финансовые учреждения "при подозрении в криминальности происхождения средств, незамедлительно доложить об этом компетентным органам". Пункт 3 ст. 7 Закона в точности повторяет эту рекомендацию, немного изменив формулировку: "В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях". Органом, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Указом Президента РФ от 01.11.01 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем", назначен Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Пунктом 17 установлено, что "финансовые учреждения, их руководители, должностные лица и служащие не должны, а в случае необходимости - должны быть не вправе предупреждать своих клиентов о том, что информация в их отношении доведена до компетентных органов". Эта рекомендация учтена законодателями. В п. 6. ст. 7 Закона сказано, что "работники организации, представляющие соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц".
Пункт 18 обязывает финансовые учреждения "докладывать о своих подозрениях в соответствии с инструкциями компетентных органов". В Законе есть похожее положение, установленное п. 7 ст. 7, в котором говорится, что "порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации".
Пункт 19 обязывает финансовые учреждения "разработать программы по предотвращению отмывания денег, которые должны включать, как минимум, разработку внутренних стратегий, процедур внутреннего контроля, программу непрерывного обучения служащих, функции аудита по проверке надежности системы". В ст. 7 Закона есть и такое положение: "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях".
Перечень рекомендаций FATF, на которые опирался законодатель, не исчерпывается вышеперечисленными. Мы лишь отметили основные из них. Об эффективности и совершенстве Закона можно судить спустя некоторое время.
Принятие Закона еще не означает, что он сразу станет эффективным инструментом противодействия отмыванию денег. Закон не лишен определенных недостатков и не сможет функционировать, если не будут приняты дополнительные нормативные акты. Приведенный в Законе перечень "подозрительных операций" представляется недостаточно полным в отличие от сходных перечней, предусмотренных аналогичными законами иностранных государств. Так, в Законе ни слова не говорится о некоторых достаточно известных способах легализации доходов, полученных преступным путем (например, через казино). Более того, представляется нецелесообразным просто закреплять минимальную сумму в качестве признака операций по отмыванию доходов, не внеся при этом дополнений в перечень таких операций.
Также должны быть приняты акты, предоставляющие право профессиональным участникам рынка ценных бумаг приостанавливать операции, имеющие признаки операций по отмыванию денег. В настоящее время, например брокеры, обязаны выполнять любое поручение клиента на совершение сделки. То же самое относится и к банкам, которые не правомочны отказать клиенту в исполнении распоряжения последнего. В такой ситуации брокер или банк фактически становятся соучастниками возможного противоправного деяния, в результате чего может пострадать их деловая репутация.
Пройдет еще немало времени, будут приняты разнообразные правовые акты, власть приобретет опыт в борьбе с отмыванием денег, прежде чем можно будет с уверенностью сказать, что страна эффективно препятствует отмыванию денег. Закон - первый, но важный шаг в этом направлении.
***
С 1 февраля приступил к работе Комитет РФ по финансовому мониторингу, созданный для борьбы с легализацией "грязных" денег.
1 февраля 2002 г. также является днем вступления в силу федерального закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Основной целью созданного в соответствии с указом президента РФ комитета по финансовому мониторингу или, проще говоря, финансовой разведки, является борьба с введением в легальный оборот доходов от преступной деятельности. Для контроля за возможным отмыванием "грязных" денег комитет будет осуществлять сбор информации о подозрительных сделках. Поступающая в комитет информация будет обобщаться, анализироваться и доводиться до сведения правоохранительных органов. В настоящее время идет работа по созданию информационной сети и обобщающей базы данных КФМ, в которой информация будет храниться не менее пяти лет. По словам председателя КФМ, первого заместителя финансов РФ Виктора Зубкова, основную массу информации КФМ будет получать от коммерческих банков, которым предстоит отслеживать все сделки размером 600 тыс. руб. и выше.
КФМ и ЦБ РФ уже согласовали схемы взаимодействия и механизм предоставления банковской информации комитету. "Теперь банкам придется создавать службы внутреннего контроля, чтобы они справлялись с новыми задачами", - подчеркнул В. Зубков. Вместе с тем, по его словам, в схемах "отмывания" преступных доходов могут использоваться не только банки, но и страховые, финансовые, инвестиционные и даже лизинговые компании. "В ближайшее время и эти каналы легализации незаконных средств будут перекрыты", - подчеркнул глава КФМ, отметив, что соответствующая подготовительная работа КФМ и Минфина РФ уже завершается. При этом, если компания допускает нарушения, то КФМ может обратиться "с аргументированной информацией" в соответствующий лицензирующий орган и прекратить ее деятельность. Относительно отслеживания легализации незаконных доходов физическими лицами В. Зубков отметил, что, хотя большое количество сделок в России осуществляется гражданами в наличной форме, у всех этих сделок есть конечная стадия, на которой деньги приобретают безналичный вид (недвижимость, акции, облигации, переводы за рубеж). Эта информация и станет предметом изучения КФМ.
РосБизнесконсалтинг
АРЕН АПИКЯН правовое управление НАУФОР, 1, стр. 51-53, Вестник НАУФОР
31.01.2002
|