Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


ГОСУДАРСТВО ЧИСТИТ ФИНАНСЫ

Вступивший в силу 1 февраля закон о борьбе с отмыванием грязных денег вызвал широкий резонанс в деловых кругах Волгограда. Профессиональные участники финансового и фондового рынка уверены, что рьяное исполнение этого закона может рикошетом ударить по совсем не причастным людям. Более того, они предполагают: вместо того чтобы способствовать легализации бизнеса, закон еще больше загонит его в тень.

***

"ПРОТИВООШЫВОЧНАЯ" АТАКА

Борьба с отмыванием преступных доходов рассматривается сейчас как приоритетное направление борьбы с организованной преступностью во многих странах мира. Отставание российского законодательства в этой сфере уже привело к таким негативным результатам, как включение нашей страны в "черные списки" FATF - специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов. Первый российский закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, должен способствовать исключению России из позорного рейтинга. Однако, по прогнозам авторитетных экспертов, какое-то движение в этом направлении произойдет не раньше середины лета текущего года на пленарном заседании FATF. В ближайшие же полгода международные борцы за чистоту финансов будут следить за эффективностью российского закона, как, впрочем, и вообще за российской финансовой практикой.

Сложное дело борьбы с отмыванием денег возложено на специально созданный уполномоченный орган - комитет по финансовому мониторингу. С 1 февраля под руководством Виктора Зубкова он приступил к реализации положений закона на практике. Комитет, больше известный сейчас под названием "финансовая разведка", обязан отслеживать все финансовые операции с денежными средствами и имуществом на сумму свыше 600 тысяч рублей (около 20 тысяч долларов), а также переводы денег в оффшорные зоны, подлежащие обязательной проверке. Помогать ему будут организации, осуществляющие эти операции. К ним закон относит кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды. В их обязанности помимо идентификации клиента, а также документальной фиксации и передачи информации в комитет входит самостоятельное осуществление специальных процедур внутреннего контроля. Финансово-кредитные структуры должны сами разработать механизм сообщения о подозрительных сделках, начиная от внутренних программ и заканчивая подготовкой кадров. Теперь банкам, да и не только им, придется создавать службы внутреннего контроля, чтобы они справлялись с новыми задачами.

При этом комитет будет не только дожидаться их отчетности, но и самостоятельно искать факты отмывания денег. Кстати, в компетенции ведомства отслеживать и деятельность физических лиц, если те заключают сделки на сумму свыше уже упомянутых 600 тысяч рублей. На такую сумму тянет практически любая сделка с недвижимостью, нередко - с золотом, ценными бумагами, приобретение некоторых марок автомобилей.

При необходимости "финансовая разведка" направляет полученную информацию в правоохранительные органы. Последние, в свою очередь, могут начать расследование с целью выявления преступления, ставшего источником подозрительных финансовых средств. Сейчас в комитете полным ходом идет работа по созданию информационной сети и обобщающей базы, в которой данные будут храниться не менее пяти лет.

Благодаря "антиотмывочному" закону Россия должна доказать мировому сообществу, что в стране существует эффективная система выявления преступных финансовых потоков. Пока же у специалистов складывается впечатление, что доказать это будет крайне трудно.

***

"ЗАКОН ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ"

Волгоградские банкиры и профессиональные участники рынка ценных бумаг считают, что "антиотмывочный" закон еще слишком сырой. Сегодня он не дает четкого объяснения, как будут применяться его положения на практике. Вызывает недоумение у банкиров

и брокеров размытость критериев, по которым они должны вычислять подозрительных клиентов. Например, закон предписывает насторожиться, если сделка имеет запутанный или необычный характер и лишена очевидного экономического смысла. По словам генерального директора АО "финансовый брокер "Август" Карена Туманянца, ситуация на рынке ценных бумаг может складываться таким образом, что в течение дня инвестор может приобрести акции по одной цене, а продать - по более низкой. На первый взгляд эта операция не имеет экономического смысла. Но если завтра эта акция будет стоить еще меньше, то смысл есть. С точки зрения конъюнктуры рынка эта операция вполне законна и объяснима. Вызывает сомнения у брокеров и цифра - 600 тысяч рублей. По мнению Карена Аваковича, она слишком занижена. К примеру, инвестор, получивший свои акции еще в процессе приватизации, впоследствии может невольно стать обладателем вышеупомянутой суммы. И причиной тому будет не преступная деятельность, а рост стоимости бумаг. Карен Авакович выразил опасение, что под закон могут попасть не только воротилы теневого бизнеса и крупные предприниматели, но и обычные люди.

В большей степени новшества "антиотмывочного" закона всколыхнули банковское сообщество. Теперь подозрительными становятся практически все доселе обычные банковские операции с суммами свыше 600 тысяч рублей. Однако и многие операции с меньшими суммами также могут быть квалифицированы как сомнительные, и информация о них может быть передана надзорным органам и силовым структурам.

Некоторые положения закона вызывают у волгоградских банкиров вполне объяснимый скептицизм. Например, излишняя поспешность клиента в проведении операции должна насторожить банковского служащего. По словам управляющего Волгоградским филиалом банка "Возрождение" Натальи Шабуниной, они будут вынуждены подозревать каждого. Не повезет и слишком придирчивым клиентам. Наличие "нестандартных" требований к порядку ведения счета опять-таки дает повод заподозрить его в противозаконной деятельности. Финансово-кредитные учреждения должны сообщать в комитет по финансовому мониторингу о внешнеторговых сделках своего клиента с субъектами

государства, где незаконно могут производиться наркотики либо не предусмотрено раскрытие или предоставление информации о финансовых операциях. Как утверждают волгоградские банкиры, перечня этих стран нет, и, как их выявить, пока непонятно.

Регулярное получение на счет мелких сумм с последующим закрытием счета также должно насторожить банкира. Например, если вы получали в течение нескольких месяцев пособие по безработице на банковский счет, а потом закрыли его за ненадобностью, вас могут заподозрить в отмывании денег. Такая же история с "единичными" операциями - под подозрение попадают все перечисления денег, не связанные с хозяйственной деятельностью конкретного человека или фирмы. Иными словами, подозрительной сделкой может считаться даже почтовый перевод. По словам Натальи Ивановны, определить, характерна сделка для клиента или нет, практически невозможно. Не секрет, что сегодня бизнес большинства организаций достаточно разнообразен. Они имеют законное право заниматься теми видами деятельности, которые прописаны в уставе. Перечень может включать продажу как нефтепродуктов, так и товаров народного потребления.

Также банкирам стоит опасаться круглых чисел. Как следует из рекомендаций ЦБ, подозрительным является "предоставление кредита под обеспечение в виде гарантии кредитной организации-нерезидента на сумму, составляющую целое число (100 тысяч, 1 миллион и т. д.), при условии отсутствия очевидной связи между местом деятельности клиента и его контрагентов и местом нахождения гаранта, особенно если гарантия выдается филиалом кредитной организации-нерезидента".

К числу подозрительных будут автоматически отнесены и те клиенты, проверку деятельности которых банк сочтет "слишком дорогостоящей". То есть, если банку не хочется отвечать за чистоту операций клиента, он имеет полное право переложить ответственность на органы государственной власти. Для этого кредитной организации достаточно сообщить, что у него есть клиент, деятельность которого, условно говоря, лень проверять. Предусмотрено и стукачество внутри трудового коллектива. Согласно инструкции ЦБ, "сотрудники кредитной организации, которым стали известны факты нарушений актов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, допущенных сотрудниками кредитной организации при проведении операций, незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и службы внутреннего контроля".

Как считает управляющий Волгоградским филиалом банка "Возрождение" Наталья Шабунина, в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, никак не вписывается понятие "банковская тайна". Фактически он ее отменяет. По ее словам, уже сегодня клиенты Волгоградского филиала обеспокоены новыми функциями банка по информированию определенных структур об их деятельности. И дело не в том, что волнующиеся ведут нелегальный бизнес. Вызывает опасения незаконная передача информации заинтересованным лицам. По словам Натальи Ивановны, они небеспочвенны, поскольку менталитет российских контролирующих органов лишь подкрепляет их.

Все вышеперечисленное пока представляет собой лишь потенциальную угрозу для участников рынка. Насколько реальной она окажется, покажет время. Однако тот факт, что, по словам банкиров, количество "подозрительных операций" возросло с четырех до пятнадцати, должно насторожить многих.


Ирина ТАРАСОВА, 9, стр. 5, Новые деловые вести
09.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации