Разведчики начали считать ваши деньги
С 1 февраля 2002 года на территории РФ вступает в действие закон о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и начинает работать Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), задолго до этого получивший пугающее название «финансовая разведка». В чем реально будет заключаться работа этого ведомства и какую пользу оно сможет принести, станет ясно в ближайшее время. Пока известно одно – для «финансовых разведчиков» не будет существовать никаких запретов на получение конфидециальной информации о субъектах, осуществляющих финансовую деятельность на территории страны.
Сотрудники КФМ смогут обходить даже банковскую тайну, на что, кстати, уже давно существуют специальные инструкции ЦБ, обязывающие банки доносить на своих клиентов
В частности, согласно предписаниям ЦБ, в каждом банке должен быть назначен так называемый ответственный сотрудник, подконтрольный исключительно руководителю кредитной организации,– именно этот человек и будет непосредственно заниматься выявлением подозрительных сделок. В помощь ему предлагается организовать специальную службу внутреннего контроля, которая, фактически, будут осуществлять надзор за клиентами банка. Все сделки, превышающие 600 тыс. руб. (немногим более $19 тыс.), проведенные через кредитные, страховые, финансовые, инвестиционные и лизинговые организации, а также ломбарды будут автоматически признаваться подозрительными. Информация о них будет поступать в КФМ, работники которого решат, законны ли они, или же стоит изучить клиентов компании, через которую проходили сделки, более пристально. После чего, если будут найдены какие-либо признаки нелегального происхождения денег, собранные сведения будут передаваться в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Особый интерес для разведчиков представляют сделки с недвижимостю, акциями, облигациями и переводам за рубеж, как самые распространенные пути легализации доходов, полученных незаконным путем
«В ближайшее время и эти каналы легализации незаконных средств будут перекрыты», – заявил накануне глава КФМ Виктор Зубков. При этом отказаться сотрудничать с финразведкой не сможет ни одна компания, иначе комитет может обратиться «с аргументированной информацией» в соответствующий лицензирующий орган и прекратить ее деятельность. Понимая реакцию российского бизнеса на кардинальные перемены в его жизни, государство в лице предствителей как законодательной, так и исполнительной власти пытается доказать, что бояться КФМ стоит только незаконопослушным гражданам. Поскольку, как выразился при подписании закона о борьбе с отмыванием денег 7 августа прошлого года Владимир Путин, «мы не должны бояться инструментов, которые делают бизнес прозрачным для государства». В пользу принятого закона высказался на днях председатель банковского комитета Думы Александр Шохин, который заявил, что Думе удалось принять закон, отвечающий всем требованиям международной организации по борьбе с отмыванием доходов FATF, и в то же время «предотвратить попытки правительства ввести методы полицейского государства и тотального сыска». Впрочем, шансов у России быть исключенной из «черного списка» FATF на проходящем сейчас в Китае плановом заседании этой организации, по признанию самого Шохина, немного. Помимо принятия соответсвующего закона де-юре, FATF захочет добиться от России и «наглядных результатов действия этого закона». Так что КФМ наверняка разовьет бурную деятельность уже в ближайшие дни.
Ирина Кузьменко Фото - архив Газеты.ru, Газета.Ru
30.01.2002 10:11:00
|