БАНКИ ПРОЩАЮТСЯ С ТАЙНОЙ ВКЛАДОВ.
С февраля нынешнего года в Российской Федерации больше не останется "серых" банковских схем. А заодно и банковской тайны. Именно к этому приведет осуществление положений, содержащихся в письмах Центробанка относительно мер по реализации федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Правда, наш президент на вопрос относительно тайны вкладов хитро улыбаясь ответил: "А она была?" Но это можно было воспринять как шутку, в которой есть доля шутки. После же выхода в свет писем Центрального банка Российской Федерации за номером 137-Т, 160-П и 161-П все сомнения, можно сказать, рассеялись. Тайна вкладов становится для России понятием относительным.
Подозрительно... все
О чем же гласят упомянутые письма? В принципе они действительно являются дополнениями к самому .закону, принятому еще в июле прошлого года. В них содержатся рекомендации по разработке правил внутреннего контроля над сделками, которые могут использоваться для отмывания заработанных незаконным путем денег. А также порядок предоставления кредитными организациями сведений об этих сделках в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ) и проведению Центробанком проверок работы по внутреннему контролю. Значение же этих писем в том, что они достаточно подробно раскрывают общие положения закона. Например, какую конкретно информацию должны собирать о своих клиентах банки, какие операции подлежат обязательному контролю и что грозит тем, кто допустит небрежность в сборе и передаче по назначению данной информации.
Особо интересным представляется разъяснение по поводу того, как надо оценивать риск осуществления клиентом банка сделок по "отмыванию" денег. Оказывается, например, что туристическая деятельность относится к рискованным и приравнивается к игорному бизнесу. Здесь же числятся осуществление внешнеэкономических операций (!), торговля недвижимостью, розничная торговля, общественное питание, бензоколонки и т. д. А также банковские операции, позволяющие клиенту легко обезналичивать деньги и быстро переводить их из одного государства в другое.
Безусловно, "подозрительными" являются любые сделки с наличными. Даже такие элементарные, как обмен купюр одного достоинства на купюры другого. Не говоря уж о покупке и продаже валюты.
Есть еще и такое понятие, как необычные сделки. И здесь разъясняется: признаком, свидетельствующим о возможности осуществления легализации доходов, полученных преступным путем, может считаться "немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведении, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (!), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой". То есть не захотел говорить больше, чем требуется по закону, - подозрителен. Отказался от более выгодных условий оказания услуг - тоже попадаешь на заметку. А уж если спешишь провести операцию быстрее - точно жулик. Во всех этих случаях работники внутреннего контроля банка просто обязаны собрать о тебе подробную информацию и передать ее в КФМ.
"Нехорошие" территории
Еще одним критерием рискованности операций считается совершение сделок, где хотя бы одна из сторон - гражданин, проживающий или имеющий счет в банке в стране, "о которой имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств" или "в которой не предусмотрено раскрытие информации при проведении финансовых операций". Что интересно: закон предусматривает наличие списка таких стран (и территорий!), определяемого Правительством Российской Федерации. Однако документа этого за месяц до введения в силу закона (и соответствующих подзаконных актов) так и нет. А ведь трудно назвать страну, на территории которой не производятся наркотики. Уж, по крайней мере, сама Россия таковой не является. Получается, чтобы избежать недоразумений, службы внутреннего контроля банков и прочих организаций, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом (брокерские фирмы, страховые и лизинговые компании, ломбарды, почта и телеграф, осуществляющие переводы), должны будут собирать и передавать в КФМ подробные данные практически обо всех сделках.
А данные эти достаточно полные. Например, для сделок, совершаемых юридическим лицом, это сведения не только об учредителях и собственниках, но и о "лицах, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его решения". Сведения о постоянных контрагентах. А также сведения о реорганизациях, прошлых финансовых проблемах, репутации на отечественном и зарубежном рынках, доле данной компании на соответствующем рынке товаров и услуг. Причем все это должно, в соответствии с разъяснениями, направляться в электронном виде в уполномоченный орган (КФМ) не позднее 16.00 следующего после заключения сделки дня.
Следствие ведут банки
Если риск проведения клиентом сделки по "отмыванию" денег считается данной кредитной организацией высоким, то ей рекомендовано направлять своего сотрудника на место осуществления клиентом его деятельности для проверки информации. Корреспондентские отношения рекомендуется устанавливать только с теми корреспондентами, которые реализуют комплекс мер по противодействию "отмыванию" денег. Если кто-то вносит вклад на третье лицо, то он должен предоставить все необходимые данные об этом лице (список этих данных тоже очень обширен).
При этом все данные о клиенте должны быть оформлены таким образом, чтобы их можно было в случае необходимости предоставить в суды (уголовные, -гражданские и арбитражные) в качестве доказательства. И храниться эти "досье" должны не менее пяти лет после прекращения всяческих контактов между клиентом и кредитной организацией. Если же инспекционные проверки Центробанка выявят нарушения порядка фиксирования, хранения и предоставления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, то банк несет ответственность по статье 75 закона "О Центральном банке Российской Федерации". То есть сначала штраф до одной десятой от минимального размера уставного капитала (или ограничение на проведение отдельных операций до шести месяцев), а затем "вплоть до отзыва лицензии".
Таким образом, в Российской Федерации формируется система жесткого государственного надзора за совершением банковских операций. Фактически таким образом достигается не только контроль над возможными путями "отмывания" денег, но и значительная прозрачность в деятельности самих банков.
Юрий Звягин, 001, , стр. 10-11, Деловая Панорама
14.01.2002
|