ВСЕХ - ПОД "КОЛПАК".
Деньги и банки станут прозрачными
С 1 ФЕВРАЛЯ в Российской Федерации станет очень сложно проводить "серые" банковские схемы. Именно к этому, по мнению большинства петербургских финансистов и финансовых аналитиков, приведет выполнение требований, содержащихся в письмах Центробанка относительно мер по реализации Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Турфирма так же опасна, как казино
Видимо, предновогодняя суета помешала представителям банковских кругов по достоинству оценить появившиеся на свет еще в конце ноября письма Центрального банка Российской Федерации за номерами 137-Т, 160-П и 161-П. А ведь они служат существенным дополнением к закону, но также конкретизируют положения, сформулированные в законе в общем виде.
Ряд разъяснений представляет особый интерес. К примеру, относительно того, как надо оценивать риск осуществления клиентом банка "отмывания" денег. Оказывается, туристическая деятельность относится к рискованным и приравнивается в этом смысле к игорному бизнесу. Здесь же - внешнеэкономические операции, торговля недвижимостью, розничная торговля, общественное питание, бензоколонки и т. д. А также банковские операции, позволяющие клиенту легко обезналичивать деньги и быстро переводить их из одного государства в другое.
Подозрительными также объявляются любые сделки с наличными. Даже такие элементарные, как обмен купюр одного достоинства на купюры другого. Не говоря уже о покупке и продаже валюты.
Есть еще и такое понятие, как необычные сделки. И здесь разъясняется: признаком, свидетельствующим о возможности осуществления легализации доходов, полученных преступным путем, может считаться "немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой".То есть не захотел говорить больше, чем требуется по закону, - подозрителен. Отказался от более выгодных условий оказания услуг - тоже попадаешь на заметку. То же, если спешишь провести операцию быстрее. Во всех этих случаях работники внутреннего контроля банка обязаны собрать о клиенте подробную информацию и передать ее в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ).
Еще одним критерием рискованности операций считается совершение сделок, в которых хотя бы одна сторона является гражданином, проживает или имеет банковский счет в стране, "о которой имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств" или "в которой не предусмотрено раскрытие информации при проведении финансовых операций". Что интересно: закон предусматривает наличие списка таких стран (и территорий!), определяемого Правительством Российской Федерации. Однако документа этого на момент подготовки статьи так и не было. А ведь трудно назвать страну, на территории которой не производятся наркотики. Уж по крайней мере сама Россия таковой не является. Получается, чтобы избежать недоразумений, службы внутреннего контроля банков и прочих организаций, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом (брокерские фирмы, страховые и лизинговые компании, ломбарды, почта и телеграф, осуществляющие переводы), должны будут собирать и передавать в КФМ подробные данные практически обо всех сделках.
А данные эти достаточно полные. Например, для сделок, совершаемых юридическим лицом, это сведения не только об учредителях и собственниках, но и о "лицах, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его решения", о постоянных контрагентах. А также сведения о реорганизациях, прошлых финансовых проблемах, репутации на отечественном и зарубежном рынках, доле данной компании на соответствующем рынке товаров и услуг. Причем все это должно, в соответствии с разъяснениями, направляться в электронном виде в уполномоченный орган (КФМ) не позднее 16.00 следующего после заключения сделки дня.
Риски оцените сами
Если риск проведения клиентом сделки по "отмыванию" денег считается кредитной организацией высоким, то ей рекомендовано направлять своего сотрудника на место осуществления клиентом его деятельности для проверки информации. Корреспондентские отношения рекомендуется устанавливать только с теми корреспондентами, которые реализуют комплекс мер по противодействию "отмыванию" денег. Если кто-то вносит вклад на третье лицо, то он должен предоставить все необходимые данные об этом лице (список этих данных тоже очень широк).
При этом все данные о клиенте должны быть оформлены таким образом, чтобы их можно было в случае необходимости предоставить в суды (уголовные, гражданские и арбитражные) в качестве доказательства. И храниться эти "досье" должны не менее пяти лет после прекращения всяческих контактов между клиентом и кредитной организацией. Если же инспекционные проверки Центробанка выявят нарушения порядка фиксирования, хранения и предоставления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, то банк несет ответственность по статье 75 Закона "О Центральном банке Российской Федерации". То есть сперва штраф до одной десятой минимального размера уставного капитала (или ограничение на проведение отдельных операций до шести месяцев), а затем "вплоть до отзыва лицензии".
Слуга двух господ
Таким образом, в стране формируется система жесткого государственного надзора за совершением банковских операций. Фактически достигается не только контроль над возможными путями "отмывания" денег, но и значительная прозрачность в деятельности самих банков. Однако уже сейчас видно, что реализовать рекомендации будет не так-то просто.
Чтобы выполнить намеченное, предстоит в сжатые сроки проделать большую работу. Есть сведения, что Комитет по финансовому мониторингу готовится к 1 февраля развернуть в регионах до тысячи подразделений, которые будут заниматься сбором информации о "подозрительных" сделках. Но все это требует серьезного программного обеспечения. В настоящее время в коммерческих банках его точно нет.
Вторая проблема - половинчатость решения относительно статуса службы внутреннего контроля, обязанной собирать все данные о клиентах. С одной стороны, работники ее находятся в структуре банка. С другой, отчитываться они должны за свою деятельность перед государством в лице Центробанка и Комитета по финансовому мониторингу. "Де факто" у них двойное подчинение, но юридически это никак не закреплено. И людям этим придется ломать голову над тем, как соблюсти интересы и банка, и государства. Понятно, что интересы эти могут не всегда совпадать.
В нашей истории похожий момент уже был. Когда начали создаваться первые коммерческие банки, в них (особенно в тех крупных, которые создавались на базе бывших государственных банков) были представители Комитета госбезопасности, контролировавшие законность операций. Однако люди эти официально имели двойное подчинение и получали зарплату из двух источников. Если сейчас формируется серьезная спецслужба, призванная вести контроль за деятельностью в финансовой сфере (а Комитет по финансовому мониторингу, похоже, как раз в такую службу и превращается), то система внутреннего контроля (такая, какой она представляется по закону и разъяснениям ЦБ) тоже должна быть вполне официально в двойном подчинении. Это по крайней мере будет логично.
Время полузаконности прошло
К чему все это приведет? По мнению финансовых аналитиков ряда крупных петербургских банков, главным следствием проводящейся политики станет то, что банки быстро разделятся на две группы. Первая - крупные, которые начнут выполнять закон хотя бы в той мере, в которой им позволяет нынешнее техническое обеспечение. Вторая - те банки, которые скажут: "У нас нет денег быстро создать необходимую систему учета. Мы пишем на бумажках, и больше ничего пока не можем". Эффективное выполнение решений будет 'ими всячески тормозиться.
Естественно, клиенты поделят свои операции пополам. И в банках первой группы станут проводить операции, которые никаких сомнений не вызывают. А все "серые" схемы уйдут в мелкие банки, к "тянульщикам".
Это первое следствие. Второе - начнут возникать "банки-поганки". То есть регистрирующиеся в оффшорных зонах для проведения конкретных операций, по окончании которых они "схлопываются". За границей, да еще с иностранными учредителями, банки эти будут не слишком доступны для КФМ.
В итоге произойдет следующее. Мелкие "серые" схемы отомрут. Станут совершенно "прозрачны" для налоговых органов физические лица. Затруднено будет использование подложных паспортов, а то и просто выдуманных паспортных данных. Теперь банку долго придется объясняться, почему он не проверил действительность паспорта.
А вот для крупных денежных потоков, которые уходили через "серые" схемы из-под контроля, недобросовестные участники операций наверняка станут искать обходные, "черные" пути. То есть денежные операции четко поделятся на законные и незаконные. Никаких "полузаконных" не останется. Что, впрочем, тоже можно рассматривать как благо.
Фото:
- Даже рядом с главой Сбербанка Андреем Казьминым Виктору Геращенко нравится далеко не все.
Юрий Звягин, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 003, , стр. 3, Российская Бизнес-газета
22.01.2002
|