В ПОИСК ОПАСНЫЙ УХОДИТ РАЗВЕДКА.
Финансовая
1 февраля вступает в действие закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". В этот же день должен начать свою работу новый независимый федеральный орган -Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РФ (КФМ), или, проще говоря, финансовая разведка.
Комитет возглавляет 60-летний Виктор Зубков, ранее исполнявший обязанности заместителя министра по налогам и сборам. Ранг руководителя финансовой разведки приравнен к статусу первого заместителя министра финансов России.
Согласно Указу Президента, основной задачей КФМ является сбор, обработка и анализ информации о сомнительных банковских и коммерческих операциях на сумму от 20 тыс. долл. и выше и обеспечение этой информацией правоохранительных органов, а также создание федеральной базы данных о доходах, полученных преступным путем. Предметом особого внимания комитета станут коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, рынок ценных бумаг, ломбарды, почта, обменные пункты и другие организации, имеющие дело с денежными операциями в национальной и иностранной валюте.
По данным Минфина, штат сотрудников КФМ на первых порах будет состоять из двухсот человек центрального аппарата и ста - в семи окружных филиалах региональной "агентуры". В их структуре будут задействованы 15 сотрудников ФСБ, откомандированных в систему КФМ для инструкторской работы.
С 1 февраля, с началом практической деятельности финансовой разведки, многое, естественно, будет меняться. Не исключаю, говорит Виктор Зубков, что со временем у комитета появятся и дополнительные функции, возможно, контрольные, но силовым ведомством КФМ никогда не станет, как не станет он заниматься и политикой. Законом это не предусмотрено.
Зубков уверен, что уже в феврале, когда система начнет работать в режиме активного взаимодействия с источниками информации, финансовая разведка будет знать, какова на данный момент реальная ситуация в кредитных организациях, фондах и фирмах, оперирующих ценными бумагами, в ломбардах и обменных пунктах. КФМ намерен установить тесные контакты с аналогичными зарубежными структурами и заключить с ними соглашения о сотрудничестве и обмене информацией. В США -это Группа по борьбе с финансовыми преступлениями, входящая в структуру Министерства финансов, в Великобритании - Национальная служба криминальной разведки при МВД страны, во Франции - Центр сбора и анализа информации о финансовых сделках, в Италии - одно из специализированных подразделений финансовой гвардии, являющееся автономной структурой в составе МВД страны. В Швейцарии функции финансовой разведки выполняют одновременно три подразделения: специальный отдел министерства финансов, финансовая полиция и служба по борьбе с отмыванием денег.
В определенной степени создание КФМ стало ответом России на требование FATF (Financial Action Task Force) - Международной организации по борьбе с отмыванием денег, которая из-за отсутствия соответствующего закона и службы в нашей стране занесла ее в "черный список". Это позволяет западным банкам рассматривать любые операции по счетам российских физических и юридических лиц как потенциально подозрительные. Пока, согласно международной терминологии, Россия считается "некооперативной страной, не противодействующей отмыванию денег".
В деловых кругах России отношение к созданию "финансовой разведки" неоднозначно. Истеблишмент поддерживает эту акцию. Так, член бюджетного комитета Госдумы, бывший министр финансов Михаил Задорнов считает, что Указ Президента о создании КФМ полностью соответствует нормам закона о борьбе с отмыванием преступных доходов. "Мы давно ждали его", - говорит он. В свою очередь заместитель руководителя межведомственного центра по борьбе с отмыванием денег Александр Бабичев утверждает, что "России, безусловно, давно нужен уполномоченный орган, который бы занимался противодействием легализации преступных доходов".
В то же время в электронных и печатных СМИ высказываются сомнения относительно полезности данной структуры в нынешней экономической ситуации и даже опасения, что она станет инструментом подавления частного бизнеса, проникновения в святая святых - в банковскую тайну, что непременно повлечет за собой ухудшение делового климата в стране.
Возражают, однако, против КФМ в основном те, кому, как говорится, есть что скрывать от правоохранительных органов и чего опасаться. Россияне же в большинстве своем приветствуют создание "финансовой разведки" и надеются, что она действительно поможет в борьбе с экономической преступностью.
Александр ДЕДУЛ, 2, стр. 7, Московская промышленная газета
17.01.2002
|